Инвестиции в долговые обязательства развитых стран являются традиционной реакцией на приближающиеся потрясения. Однако, с этой формулой в последнее время все не так просто: трейдеры не слишком уверены, что им удастся найти действительно безопасное место для своих средств. Поэтому, вместо того, чтобы вкладываться в государственные долговые обязательства развитых стран, трейдеры выводят свои деньги из подобных мест, учитывая, что греческая экономика балансирует на грани коллапса, в Пуэрто-Рико говорят о возможной отсрочке выплат по некоторым государственным долгам. Кроме того, на фондовом рынке Китая наблюдается активная распродажа финансовых инструментов, наиболее значительная с 1992 года.
Данные «Bank of America» и компании «Wells Fargo & Co» показывают, что на прошлой неделе инвесторы вывели беспрецедентную сумму в 2,9 миллиарда долларов из европейских правительственных бондов, и 699 миллионов их краткосрочных долговых обязательств США. Хотя эти активы традиционно служили тихой гаванью во времена нестабильности и потрясений, сегодня они выглядят гораздо менее привлекательно после шести месяцев беспрецедентного денежного стимулирования, снизившего доходность этих бумаг до рекордных значений.
В чем же заключается проблема? Программа Европейского Центрального Банка по приобретению суверенных долговых обязательств настолько снизила их доходность (фактически до негативных значений), что инвесторы «взбунтовались», начав продавать долговые бумаги Германии на фоне некоторых признаков восстановления экономического роста и вызвав своими действиями беспрецедентную волатильность. В США экономика демонстрирует достаточно оптимистичные результаты для того, чтобы Федеральный Резерв заговорил о планах по увеличению уже в этом году процентной ставки, которая с 2008 года находится почти на нуле.
Страны и компании по всему миру обременены беспрецедентно большими долгами, которые образовались в надежде на восстановление экономического роста. Однако, результаты этого денежного стимулирования пока весьма умеренные.
«Все механизмы, демонстрировавшие высокую эффективность в трудные времена, этой весной попросту разрушились», заявил аналитик в сфере процентной политики компании «FTN Financial» Джим Фогель. «Никто сегодня не может быть уверен в том, что рынок вернется к прежнему соотношению активов».
Другими словами, не следует рассчитывать на правительственные долговые обязательства в качестве надежного якоря накануне грядущих потрясений. Или, возможно, уже начавшихся.
Инвесторы явно проявляют все большую обеспокоенность по поводу взрыва массовой распродажи ценных бумаг по всему миру после отказа Греции от политики жесткой экономии, соблюдения которой от нее требовали кредиторы в качестве условия дальнейшей финансовой помощи, а также падения сводного индекса Шанхайской биржи на 25 процентов по сравнению с максимумом, зафиксированным в середине июня.
Существенным поводом для беспокойства являются и события в Пуэрто-Рико, где на прошлой неделе губернатор Алехандро Гарсия Падилья заявил о своем намерении отложить платежи по 72-миллиардной задолженности, накопленной правительством и его агентствами.
Все это представляется весьма опасным, особенно если воспринимать нынешние события как первый знак обострения глобальной проблемы чрезмерно большой задолженности в условиях низких темпов экономического роста.
Инвесторы определенно начинают нервничать. На прошлой неделе наблюдался возврат к американским долговым бумагам, что снизило доходность по 10-летним обязательствам Казначейства США до 2,3 процента, в то время как в июне этот показатель составлял 2,5 процента. Кроме того, инвесторы стали уводить средства из более рискованных долговых активов. Так, согласно информации аналитического агентства «Lipper», на прошлой неделе они извлекли почти 3 миллиарда долларов из американских высокодоходных бондов, что стало наиболее значительным оттоком в течение года.
Впрочем, инвесторы, похоже, не готовы вновь вложить свои средства в казначейские бумаги США, во всяком случае, пока не готовы. Возможно, это произойдет в полной мере тогда, когда они почувствуют приближающуюся дефляцию и рецессию в крупнейших экономиках мира. Пока это представляется маловероятным, поскольку центральные банки многих стран по-прежнему привержены своей политике монетарного стимулирования экономики.
Итак, на сегодняшний день рынки демонстрируют относительный оптимизм на фоне расширения списка активов, которые Европейский Центральный Банк намерен приобретать в рамках своей программы стимулирования, а также обещания китайским правительством принять дополнительные меры поддержки регионального фондового рынка, и, наконец, того факта, что Пуэрто-Рико удержался от дефолта.
В конце концов, куда же инвесторам бежать? Государственные долговые обязательства, которые раньше привлекали их своей безопасностью, выглядят все менее и менее надежными.