Более десятка лет Пентагон настойчиво продвигал программу F-35 Joint Strike Fighter как истребителя следующего поколения для ВВС, ВМС и морской пехоты, несмотря на многочисленные проблемы с проектом и устрашающий перерасход средств.
Общие затраты на разработку и закупку самолётов в настоящее время оцениваются на уровне 400 миллиардов долларов, в то время как операционные и эксплуатационные расходы могут поднять общую стоимость в ближайшие годы почти до 1,5 триллиона долларов.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало сообщение, что в январе прошлого года во время имитации воздушного боя F-35 потерял из виду F-16 . Новейший стелс-истребитель не смог развернуться или набрать высоту достаточно быстро, чтобы уничтожить самолет противника или увернуться от его пушечного огня. Как сообщает пресса, «у F-35 явно не хватало энергетических возможностей», — написал неназванный пилот в уничижительном отчёте на пяти страницах о проведённом бое.
На протяжении всей противоречивой истории создания истребителя Министерство обороны утверждало, что им надо ровно 2,443 боевых самолёта F-35 плюс 14 модернизированных самолётов для борьбы с таким потенциальным противником, как Китай. Но столкнувшись с меняющимися с головокружительной скоростью внешнеполитическими проблемами — в том числе усилением ИГИЛ и других террористических организаций на Ближнем Востоке и возрождением России как потенциально опасного врага, Пентагон решил переосмыслить свои планы в отношении F-35.
В четверг командующий Корпусом морской пехоты США генерал Джозеф Данфорд, выбранный президентом Обамой в качестве кандидата на пост главы Объединенного комитета начальников штабов, заявил на слушаниях в комитете по вооруженным силам сената, что планы по разработке и закупке F-35 находятся на рассмотрении, сообщило издание Defense One.
«Учитывая развитие оборонной стратегии и последние требования Наставления по оборонному планированию, в настоящее время мы берём за основу новые стратегические изыскания, чтобы проанализировать — нужны ли нам в действительности все 2,443 самолёта», — написал Данфорд в ответе на вопросы, заданные Комитетом. – Пока анализ не будет завершён, мы должны следовать плану по количеству приобретаемых самолётов, чтобы исключить появление общего краткосрочного дефицита тактической истребительной авиации».