Полной неожиданностью было объявление Госдепартаментом США 16 июля в Вашингтоне, что «премия защитника прав человека 2014» вручается заключённому кыргызскому активисту Азимжану Аскарову. Действительно, решение Соединённых Штатов выбрать Кыргызстан из числа всех пяти «станов» Центральной Азии, вызывает удивление, поскольку эта страна является, условно говоря, наименее авторитарным и репрессивным режимом в регионе.
Без сомнения, Вашингтон решился вынести проблему прав человека со второго плана на первый именно сейчас, когда США больше не считают себя обязанными «станам» за обеспечение Северной распределительной сети для снабжения американских и натовских войск в Афганистане.
Всё же, акцентирование внимания Вашингтона на проблеме прав человека, учитывая сегодняшнее положение дел, интригует, когда региональная безопасность Центральной Азии активно готовится столкнуться с перетекающей из Афганистана угрозой. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон буквально на прошлой неделе предупредил страны Центральной Азии, что они сталкиваются с крупнейшей проблемой безопасности из когда-либо случавшихся с тех пор, как они стали независимыми государствами.
Неудивительно, что кыргызское правительство поспешило осудить поступок Госдепартамент США как «создание угрозы гражданскому миру и стабильности в обществе». Кроме того, Бишкек дал понять, что будет вынужден отказаться от заключённого в 1993 году двустороннего договора между Кыргызстаном и США, предоставляющего дипломатический иммунитет для всех американских гуманитарных работников на территории Киргизии.
Вашингтон незамедлительно предупредил, что любые действия по отмене договора 1993 года могут угрожать финансируемым Соединёнными Штатами программам помощи в Кыргызстане. Складывается впечатление, что Вашингтон и Бишкек действуют и реагируют согласно некоему сценарию.
Из того, что можно разобрать, кыргызские власти, вероятно, подозревают, что американские гуманитарные работники вовлечены в какую-то тайную деятельность и хотят остаться, а Вашингтон уже знал об этом заранее.
Любопытно, что 16 июля кыргызские службы безопасности убили шесть предполагаемых террористов ИГИЛ и задержали пятерых участников двух перестрелок в столице страны Бишкеке. Четыре кыргызских сотрудника службы безопасности были ранены в ходе столкновения, длившегося более часа. После этого кыргызские власти заявили, что террористы планировали нападение на российскую военную базу в Канте.
Бишкекский базар полон слухов о том, что ИГИЛ появилось в степи как геополитический инструмент США в большой игре в Центральной Азии.
Но тогда, почему Кыргызстану суждено стать подходящим «прифронтовым государством» в большой игре в Центральной Азии? Одной из причин может быть то, что страна действительно способна стать полем битвы за влияние крупных держав. Некогда Кыргызстан был в орбите США после «Тюльпановой революции» и смены власти в 2005 году. И хотя он в настоящее время рассматривается как союзник России, а также присоединился к Евразийскому экономическому союзу (ЕврАзЭС), ещё остаются прочные зоны влияния США в этой стране среди так называемого «гражданского общества» и неправительственных организаций, что делает Бишкек самым слабым звеном в рамках ЕврАзЭС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Конечно, географически Кыргызстан занимает значимое стратегическое положение. Он включает в себя Ферганскую долину — рассадник радикальной исламистской идеологии, а также граничит с китайской провинцией Синьцзян. Более того, в Кыргызстане проживает немало уйгурских диаспор.
Разумеется, потеря влияния в Центральной Азии в последние десятилетия побудило Вашингтон вернуть в исходное положение компас дипломатии США по отношению к региону. В Центральной Азии нет более кровопролитного рычага, чем проблемы прав человека, для давления на авторитарные режимы в регионе.
Для народа значимы проблемы прав человека, защищая которые, США могут выступать на «правильной стороне истории» – в отличие от России или Китая.
Первые признаки этого тактического сдвига дипломатии Соединённых Штатов в Центральной Азии стали заметны на выступлении заместителя помощника госсекретаря в Бюро по вопросам демократии, прав человека и трудовых отношений в госдепартаменте США Роберта Бершинского. Выступая месяц назад перед комиссией по правам человека в Вашингтоне в отчёте под названием «Гражданские и политические права в Узбекистане и Центральной Азии», Бершинский описал мрачную картину проблемы прав человека Центрально-азиатских режимов, что ставит под сомнение легитимность недавних переизбраний президентов Казахстана и Узбекистана Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова.
Бершинский привел веский аргумент, что ситуация с правами человека в Центральной Азии влияет на международную безопасность, поскольку отсутствие религиозной свободы и демократической оппозиции, на самом деле, становятся причиной активизации деятельности экстремистских группировок в регионе.
Бершинский позже изложил в деталях эту мысль в другом своем докладе под названием «Роль молодежи, женщин, религиозных групп и гражданского общества в предотвращении насильственного экстремизма», с которым он выступил на региональной конференции по борьбе с насильственным экстремизмом в столице Казахстана Астане 30 июня, всего за полмесяца до объявления госдепартаментом «Премии защитника прав человека 2014».