Кажется, и недели не проходит без заявлений очередного западного журналиста о начале «новой холодной войны» между США и РФ. В качестве доказательств указывается поддержанный США и ЕС фашистский переворот в Киеве, военная жестикуляция НАТО на западных границах России, постоянное расширение США военных действий против союзной России Сирии, противодействие Вашингтона БРИКС и многое другое.
Холодная война, как хотелось бы напомнить читателям, началась в ноябре 1917 года, когда к власти в России пришли большевики. Старая добрая банда – США, Франция и Великобритания – отреагировала немедленно, начав подстрекать российского главнокомандующего не подчиняться приказам нового советского правительства. Когда этот бедолага попытался поступить так, с ним расправились собственные солдаты. Напуганная социалистической революцией в России, так называемая Антанта принялась совать толстые пачки банкнот каждому, кто обещал бороться с Советами, а также направила собственные войска в четыре отдалённых уголка России. Эта интервенция «союзников» продолжалась до начала 1921 года на западе страны и до 1922 года в Восточной Сибири.
К несчастью западных элит, их солдаты, пережившие бойню на Западном фронте, отказались сражаться на новой войне в Советской России. Поднялся ропот, зазвучали протесты, а у французов и вовсе вспыхнули мятежи. «Хотите бороться с большевиками – займитесь этим сами», – заявляли французские солдаты своим командирам. Подчёркивая свою решимость не воевать, матросы поднимали красные флаги на кораблях черноморского флота Франции. Шокированные офицеры опасались, что мятежные экипажи захватят корабли и перейдут на сторону большевиков. По словам одного французского командира, «эта нелепая авантюра потерпела полный крах». Война Антанты против Советской России была обусловлена страхом перед большевизмом и ненавистью к нему.
Провал западной военной интервенции не положил конец русофобии и советофобии – вражда продолжалась вплоть до нацистского вторжения в СССР 1941 года. В 1920-х годах советофобия процветала на Западе; в 1930-х она помешала созданию союза против нацистской Германии. В мае 1940 года Франция жестоко поплатилась за это – без советского союзника она не продержалась и нескольких недель.
Сложившийся в 1941 году союз между США, Великобританией и СССР был своего рода «браком по расчёту», вызванным общей опасностью, которая исходила от гитлеровской Германии. Но даже в такой ситуации британское командование почти никогда не могло найти общего языка с советскими коллегами. Поначалу британские генералы полагали, что Красная Армия не в состоянии воевать, но какое право они имели так рассуждать? В 1941 году англичане ещё не выиграли битву против Вермахта. Когда Красная армия разгромила немцев в стратегическом сражении под Москвой в декабре 1941 года, британские генералы были вынуждены признать свою неправоту, что было сделано весьма неохотно. Возмутительная операция «Немыслимое» (британский план 1945 года о войне с СССР) лишь подчеркнула неуёмную британскую советофобию, которую, безусловно, разделили и США после смерти президента Франклина Рузвельта в апреле 1945 года. Можно утверждать, что холодная война возобновилась ещё до конца Второй мировой.
Конечно, американцы, погружённые в собственную исключительность и страдающие печально известной короткой памятью, полагали, что идеологизированная холодная война началась после 1945 года. Они заблуждались, но переубедить их в этом весьма непросто.
Теперь уже нет СССР, который подкармливал западную советофобию. Сейчас налицо более традиционная русофобия, питающаяся из многих источников, но сильней всего из нетерпимости США в отношении государств, которые не желают склониться перед американской гегемонией. Эта ситуация напоминает соперничество, предшествовавшее началу Первой мировой войны, которое усугублялось безрассудством кайзеровской Германии, чью роль теперь играют США. Даже в 90-е годы, когда Россия стояла на коленях и во главе её находился Борис Ельцин, коррумпированная пьяная марионетка, США вели политику окружения России, придвигая НАТО к её западным и южным границам, несмотря на своё обещание не делать этого. Короткая российско-грузинская война 2008 года, украинский кризис, усиление американской агрессии против Сирии – всё это части той же воинственной политики, нацеленной на Россию. Политика США, управляемых, как это ни парадоксально, лауреатом Нобелевской премии мира Бараком Обамой, определённо ведёт к дальнейшей враждебности в отношениях между Вашингтоном и Москвой, если не к открытой войне.
Тем же, кто стремится спровоцировать Россию, не мешает напомнить, какая судьба постигала захватчиков. Даже монголы, которые разрушили Киевскую Русь в XIII веке, в конечном итоге были изгнаны. Плохо пришлось и другим завоевателям – тевтонским рыцарям, полякам, литовцам, туркам, шведам, французам, немцам, японцам, не говоря уже об Антанте в 1918-1920 годах. Русское выражение «так было и так будет» звучит как соответствующее предупреждение потенциальным захватчикам.
Русофобия, подпитываемая США, и воинственность Запада не представляют собой «новой холодной войны». Нынешняя обстановка напоминает конфликт, предшествовавший 1914 году, и все мы знаем, к чему он привёл.