Анализ российско-турецких отношений: новая эпоха, новый формат

Окончание холодной войны подарило надежду на новую страницу в истории отношений между Москвой и Анкарой. Действительно, экономические связи между двумя странами, в этот период достигли значительного успеха, о чем свидетельствует рост торгового оборота до 4.2 млрд. долл. США в 1997 г., до 28.2 млрд. долл. США  в 2007 г. и до 31.2 млрд. долл. США в 2014 г. При этом, импорт энергоносителей из России составляет львиную долю в увеличении торгового оборота двух стран.

rutur142

В то время как турецкий экспорт в Россию в 2014 году равнялся 5.9 млрд. долл. США, импорт из России достиг цифры в 25.2 млрд. долл. США. Число российских туристов, посетивших Турцию в 90-е годы, измерялось сотнями тысяч, а после 2012 года их количество уже перевалило за 3.5 млн. человек в год. Кроме того, взаимная отмена визового режима способствовала активному передвижению населения между двумя странами. Несмотря на эти позитивные результаты, отрицательное сальдо торгового баланса Турции по отношению к России продолжает оставаться ключевой проблемой.

В данных обстоятельствах Турция ожидает от России устранения барьеров на пути своего экспорта, а турецкие предприниматели надеются на сокращение бюрократических препон для двухсторонних коммерческих проектов. Две страны поставили высокую цель увеличить торговый оборот до 100 млрд. долл. США. Вот почему, в 2009 году, в целях ускорения таможенного оформления, была достигнута взаимная договоренность по запуску Упрощенной таможенной линии. Несмотря на возникшие трудности, в российско-турецких экономических связях наметился существенный прогресс.

Что до политических отношений между двумя странами, то они вряд ли могут быть признаны настолько же успешными. Главным образом оттого, что российско-турецкие отношения не смогли преодолеть менталитет времен холодной войны, приведший к возникновению серьезных препятствий, особенно на пути двухстороннего сотрудничества в области решения региональных проблем. И в этом смысле, в течение многих лет, Россия с недоверием относилась к тесным взаимоотношениям Турции и тюрко-язычных стран. Также Россия  восприняла действия Турции на Балканах и на Ближнем Востоке как свидетельство того, что «Турция служит интересам Запада». Однако, когда 1-го марта 2003 года Парламент Турецкой Республики отказал армии США в использовании турецких территорий для сухопутного наступления на Ирак, этот шаг был воспринят Россией как начало новой Турции, которая может действовать независимо в данном регионе.

Вместе с тем, пока Турция улучшает свои отношения с Россией, особенно в области энергоносителей, использование Россией вооруженной силы в регионе – например, во время вторжения в Грузию в августе 2008 года – затронуло несколько важных для Турции вопросов. Тем не менее, в августе 2008 года Турция, ссылаясь на Конвенцию Монтрё о статусе проливов, отклонила ходатайство Соединенных Штатов направить военную помощь Грузии через проливы Босфор и Дарданеллы. Данный случай показал, что Турция начала рассматривать свои отношения с Россией независимо от союзников по блоку НАТО. Кроме того, Турция, стремясь к дальнейшему улучшению международного сотрудничества в области энергоносителей, пришла к соглашению с Россией о строительстве в провинции Мерсин, на южном побережье Турции, атомной электростанции «Аккую». Однако, до настоящего момента, Россия так и не ответила на различные инициативы со стороны Турции, дающие возможность улучшения двусторонних политических отношений.

Означает ли кризис на Украине рассвет новой эпохи?

Хотя политическое сближение между двумя странами, расположенными довольно близко друг к другу, было достаточно скромным после окончания холодной войны, состояние напряженности, сложившееся между Западом и Россией из-за украинского кризиса, может означать новою эпоху и новый формат отношений между Россией и Турцией. Учитывая, что российским отношениям с Западом и с Украиной был нанесен серьезный урон, России пришлось переориентировать широкий спектр стратегий и особенно стратегию в области энергоресурсов.

Конечно, нестабильная Украина полностью дистанцировалась от России вследствие недавнего присоединения Крыма. Сегодняшняя расстановка политических сил на Украине показывает, что пророссийскому блоку больше не удастся сохранять политическое влияние, которым он пользовался на предыдущих выборах. Когда речь идет о продаже энергоресурсов в Европу, прежде всего, Россия сегодня хочет действовать полностью в обход Киева. В этом смысле, Россия уже строит планы на период после 2019 года, когда истечет срок соглашения по транзиту российского газа через территорию Украины. Думая о будущем, Россия обратилась к Турции с идеей строительства Турецкого потока, после того как проект Южного потока потерпел неудачу.

В отличие от других стран, Турция, как региональная держава, проводящая свою независимую политику, более надежный партнер с точки зрения России. Данный вывод подкрепляется фактом, что Турция, отказавшись принимать участие в западных санкциях против России из-за кризиса на Украине, придерживалась прагматичной стратегии. В сущности, новый формат, который приобретают российско-турецкие отношения, демонстрирует позицию Турции как отличную по некоторым пунктам от позиции Запада и Соединенных Штатов, особенно в глазах России. Кроме того, Запад, инициируя многочисленные санкции против России, не придерживается единой манеры поведения, и что более важно, не разделяет мнения Турции касательно политики в отношении России. В данных обстоятельствах, почему Турция должна присоединяться к совместным действиям Запада и Соединенных Штатов, если это может навредить отношениям с Россией? Если Россия примет в расчет озабоченность Турции положением крымских татар, кризис на Украине может, как ни странно, способствовать созданию новых форм российско-турецкого сотрудничества на пространстве от Черного моря до Средней Азии.

В отношениях с Россией Турция должна установить приоритеты и сформулировать для России свою четкую позицию. Безопасность на Кавказе, отношения Турции с тюрко-язычными странами и поставки энергоносителей могут стать первыми из приоритетов, на которых Турция захочет сконцентрироваться. Сотрудничество двух региональных держав в решении спорных вопросов на Кавказе или в Средней Азии обеспечит взаимные преимущества. Обе страны могли бы, например, работать над поиском путей решения конфликта в Нагорном Карабахе, и, посредством этого, сделать важный шаг для обеспечения безопасности на Кавказе. В сложившейся ситуации Россия имеет все необходимые рычаги давления на Армению, поскольку Армения зависит от России не только в вопросах безопасности, но и экономически. Недавние протесты в Армении против увеличения цен на электроэнергию также указывают на одну из деликатных проблем нынешней армянской администрации, и окончательное слово, особенно в вопросе распределения электрической энергии, принадлежит исключительно России. Однако, несмотря на Российскую способность оказывать влияние на Армению, когда речь идет о разрешении длительных региональных конфликтов, 24 апреля Владимир Путин произнес в Ереване речь, которая заставила Турцию ощутить неловкость. В этом смысле, российские сторонники более тесных отношений между Россией и Турцией утверждают, что нынешняя ситуация не является результатом межгосударственных отношений между Арменией и Россией, а следствием активного влияния армянской диаспоры в России. Но такое объяснение выглядит тем более неприемлемым, если учитывать, что президент Путин прочно удерживает лидерство в своей стране. Либо Россия не понимает озабоченности Турции в этом вопросе, как влиятельной региональной державы, либо Турция не смогла внятно выразить России свою позицию.

Если Россия поменяет свое отношение к конфликту в Нагорном Карабахе, новые пути к сотрудничеству откроются не только для России, Турции и Азербайджана, но и Туркменистан может быть включен в эту плеяду, как новый динамично развивающийся партнер Азербайджана. Однако, уже ставшие постоянными конфликты на Ближнем востоке, особенно война в Сирии, не должны рассматриваться как спорные вопросы в области двусторонних российско-турецких отношений, ситуация в Сирии давно превратилась в мировую проблему, и соответственно должна подвергаться анализу с разных точек зрения. Кроме того, России сложно будет поменять существующую позицию по Сирии за короткое время. По сути, главная забота России в этом вопросе – это российские граждане, воюющие в Сирии, и потенциальная угроза безопасности, которую представляет возвращение этих граждан на родину. Осознавая это, Россия пытается минимизировать свои риски путем переговоров с разными действующими лицами, включая Саудовскую Аравию.

В конечном счете, обе региональные державы выиграют от сотрудничества в новой эпохе. Турция может улучшить свои отношения с Россией, не поддерживая усилий западных стран по ее изоляции, а России следует принимать участие в совместном с Турцией решении сложных вопросов, как, например, в рассмотрении неоднозначных заявлений со стороны Армении.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий