Пресса полна сообщений о военной деятельности России в Сирии. Вообще-то Россия никогда и не отрицала, что оказывает Сирии военную помощь, однако сейчас появились утверждения о том, что российские солдаты напрямую участвуют в боевых столкновениях.
Русские солдаты оказались там просто потому, что американские солдаты действуют в Сирии и Ираке. Если там есть США, то русские не могут просто сидеть и смотреть на это. Мы пока не знаем, действуют ли Россия и США друг против друга, или достигли какой-то договорённости действовать слаженно.
Мы должны признать, что лучше пусть Россия и США разрешают кризис на Ближнем Востоке, чем это будут региональные державы вроде Турции, Ирана, Израиля или Саудовской Аравии, навязывающих свою волю и воюющих друг с другом, потому что часто их интересы противоположны. Если Россия и США достигли соглашения и решили установить свою волю вместе, ни одна региональная держава не сможет предпринимать никакие односторонние действия. Бо́льшая российская и американская вовлечённость лишь отодвинет эти страны ещё дальше от участия в игре.
Мы знаем, что лидеры двух стран в последние недели несколько раз говорили друг с другом. Стоит отметить, что о российских войсках в Сирии стало слышно только после этих переговоров. Так что, возможно, они уже договорились о компромиссе, но конечно на публике США осуждают российское присутствие. Как бы то ни было, существует не так много причин верить в то, что американцы действительно недовольны российским присутствием в Сирии; пока у власти находится Обама со своей администрацией, то никакого масштабного участия американских военных на Ближнем Востоке ждать не стоит. Поэтому Соединённым Штатам определённо нужен партнёр, чтобы навести в регионе порядок, и этим партнёром явно будет не кто-то из Западной Европы.
Все это означает, что США и Россия находятся в мнимой борьбе и конечная их цель заключается в совместном управлении Ближним Востоком без какого бы то ни было европейского участия.
Сейчас можно не гадать о деталях соглашения — это только время покажет. Но пока что, кажется, что их приоритетом является победа радикальной исламистской угрозы. Мы должны иметь в виду, что их совместная борьба против радикализма не будет ограничена Сирией и Ираком, но будет включать в себя весь регион. Также будет похоронен проект «умеренного ислама». Те страны, что остаются или станут светскими, им будет оказываться поддержка, другие же будут наказаны.
Две страны, возможно, и не договорились о судьбе Асада. Как бы то ни было, цель в том, чтобы иметь в Дамаске дружественный режим, а судьба самого Асада никого не волнует. Соединённые Штаты и Россия, похоже, договорись о том, кому что достанется, т.е. кто будет контролировать Киев, а кто — Багдад, Дамаск или Тегеран. Возможно они договорились о том, что некоторые страны не будут полностью под чьим-то одним контролем, и ищут пути поддержки разрозненных групп, действующих в пределах одной страны. Это не значит, что появятся новые независимые страны — две державы запросто могут найти более лёгкие пути: например, Багдад может оставаться близок к России, тогда как Эрбиль (столица иракского Курдистана; прим. mixednews) будет ближе к США.
Российско-американский договор о будущем Ближнего Востока, вероятно, беспокоит европейские державы, а также Иран и Израиль, но для Турции станет облегчением. Последняя в настоящее время проходит проверку на прочность Курдской рабочей партией, что напоминает нам, что страны, недовольные взаимопониманием России и США сделают всё, чтобы его саботировать.
Берил Дедиоглу, колумнист Today’s Zaman