Постоянно звучат вопросы о надвигающейся «кончине доллара»; некоторые уже предвкушают это грандиозное событие. Возникла целая промышленность, направленная на то, чтобы подготовить людей к тому моменту, когда «умрёт» доллар. В чём-то её лейтмотив напоминает страхование – это надежда на то, что в действительности ничего подобного не потребуется.
Но надо помнить о том, что доллар существует не сам по себе, а является творением человеческих рук, бумажной валютой. Долларом управляют, манипулируют, строят на нём нечестные игры. Это объект учёта, средство (пусть и скверное) накопления и проведения операций.
До тех пор, пока доллар остаётся полезным, сильные мира сего будут удерживать его на плаву. Но в долгосрочной перспективе с долларом будет происходить то же самое, что началось с тех пор, как 100 лет назад ФРС получила власть над ним: он будет обесцениваться.
«Сильный доллар» сегодня? Ах, что за ирония!
«Сильный доллар» сеет хаос в развивающихся экономиках. Правительства, корпорации и даже рядовые граждане этих стран занимали в долларах, стремясь сэкономить на процентах. Теперь, когда их валюты рушатся по отношению к доллару, обслуживать эти долги становится весьма затратно. Их держателям грозят нешуточные потери, если они снова не получат помощи.
«Сильный доллар» подавляет американский экспорт и способствует росту импорта. Американские корпорации не стесняются использовать это обстоятельство в качестве оправдания своих неутешительных доходов и прибылей.
Соотношение доллара к другим валютам подвергается огромным манипуляциям. Курс доллара растёт и падает в зависимости от миллиона вещей, в том числе от нажима центрального банка и проводимой монетарной политики.
Истинная стоимость доллара? Лучше не смотреть!
Истинную стоимость доллара отражает его покупательная способность в самих США. И картина эта ужасна.
Если говорить о потребительских товарах и услугах, на один доллар уже многого не купишь. Когда-то его хватало, чтобы оплатить ночёвку в отеле. После десятилетий инфляции появился Motel 6, где стандартный номер обходился в 6 долларов. Это было в семидесятые, но сейчас люди даже не помнят, откуда взялось такое название.
За всю мою жизнь было всего три квартала – в период финансового кризиса – когда опубликованные данные говорили о том, что покупательная способность доллара и в самом деле растёт. Всё остальное время доллар обесценивался, иногда захватывающе быстро, иногда в более спокойном темпе.
Что касается активов, то здесь ситуация может быть ещё печальнее. В настоящее время необходимо потратить 1,2 миллиона долларов, чтобы купить среднее жильё в Сан-Франциско (ту же квартиру с двумя спальнями в более или менее терпимом районе). В 1993 году подобное приобретение обошлось бы в 250 тысяч долларов. Дело не в том, что квартиры стали больше или лучше, просто доллар обесценился по отношению к другим активам.
То же самое произошло с акциями, облигациями, классическими моделями автомобилей, произведениями искусства: за доллар не купишь почти ничего.
Но у доллара есть скверный обычай оборачивать ход событий вспять и резко дорожать по отношению к другим активам, тем же акциям или недвижимости. Такая ситуация нервирует людей; они называют её «катастрофой» и пытаются избавиться от этих активов. В процессе доллар становится востребованным и снова обретает покупательную способность.
Убывающая гегемония доллара в международной торговле
Как известно, доллар доминировал в мире как международная торговая валюта, примером чему может послужить нефтедоллар. Евро, в числе прочего, создавался и для того, чтобы сломать гегемонию доллара и столкнуть его с пьедестала.
В 2005 году еврозона кипела возможностями. Ещё немного – и цена на нефть, покупаемую у Саудовской Аравии, будет устанавливаться в евро, торговля избавится от засилья доллара. Однако минуло не так уж много времени, и долговой кризис евро поставил крест на этих амбициозных планах. Тем не менее, евро стал второй по величине торговой валютой в мире.
В докладе SWIFT от 1 сентября отмечалось, что в июле 43,6 процента мировых платежей производилось в долларах; 28,5 процента – в евро. Эти доли весьма переменчивы – были месяцы, когда евро превосходил доллар. Третьим номером был назван британский фунт (8,7 процента), четвёртым – японская иена (2,9 процента). И наконец, пятое место занял китайский юань (2,3 процента). Использование юаня растёт, особенно в Азии, но пока это капля в море.
Таким образом, «дедолларизация» торговли действительно идёт, но происходит это крайне медленно. Даже когда несколько лет спустя доллар будет вытеснен с места основной торговой валюты, он всё равно останется в первой тройке, учитывая размер американской экономики.
Доллар никогда не был единственной резервной валютой.
Резервными валютами являются те, в которых правительства и центробанки хранят достаточно большие объёмы своих валютных резервов. Доллару здесь принадлежит первое место, евро – второе.
В составе валютных резервов в 1 квартале 2015 года доллар составлял 64,1 процента, поднявшись с недавнего минимума 2013 года в 61 процент. Однако в безмятежные дни середины-конца 1990-х годов, в канун появления евро, на долю доллара приходилось около 71 процента.
Евро упал до 20,7 процента в 1 квартале, спустившись со своего пика в 2009 году, составлявшего 27,6 процента. Долговой кризис не просто уничтожил экономику Греции. Он сокрушил и когда-то растущую уверенность в евро среди центральных банков. Не случилось бы долгового кризиса – если бы да кабы – евро был бы сейчас примерно в паритете с долларом, но это осталось несбыточной мечтой архитекторов евро.
Доля японской иены выросла до 4,2 процента. Это самый высокий показатель с 2002 года, как это ни парадоксально, учитывая, что Банк Японии пообещал провести девальвацию иены и вполне успешно занялся этим. В 1995 году на иену приходилось 6,8 процента.
Британский фунт оказался на четвертой позиции (3,9 процента). Канадский доллар и австралийский доллар поделили пятое место, по 1,9 процента каждый.
Китайского юаня среди них нет, но в конечном итоге и он войдёт в число надёжных резервных валют. Постепенно юань начнёт появляться в балансовых сводках центробанков. Пусть эти изменения происходят крайне медленно, но они всё же идут.
Одно можно сказать наверняка: в обозримом будущем ни евро, ни юань не смогут сбить доллар с его позиции основной резервной валюты.
Но на этом доллар останавливается
История наличных денег подходит к концу – им была объявлена настоящая война. Электронные платежи преобладают, молодёжь даже не носит с собой наличные. Для них ничего не значит анонимность оплаты наличными, столь милая сердцу таких, как я. А спрятанные под матрас стодолларовые купюры делают неровной кровать. Так что когда-нибудь доллар как наличные деньги действительно «отомрёт».
Что по поводу остального? Как-то во время августовских потрясений на рынке мне позвонила бывшая коллега. Не общались мы довольно давно, поэтому я спросил её, как дела. «Как у Dow», – ответила она. – «Пока держимся, но до прежних высот далеко».
Такой будет и долгосрочная судьба доллара.