Многие аналитики, придерживающиеся распространенного мнения, что российский президент Владимир Путин превратился в непримиримого врага Соединенных Штатов, убеждены, что когда он приедет в Нью-Йорк для выступления на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, от него следует ожидать весьма жестких заявлений в адрес американской внешней политики. Возможно, даже еще более жестких, чем сделанные в Мюнхене в 2007 году, которые до сих пор обсуждаются в кругах внешнеполитических аналитиков всего мира.
Впрочем, отмечает Эдуард Лозанский, в поведении Москвы наблюдаются некоторые признаки того, что в этот раз все будет иначе. Многие эксперты в Москве и Вашингтоне уверены, что обострение отношений невыгодно обеим сторонам. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров публично заявил, что считает целесообразным рассмотреть возможность личной неформальной встречи между президентом Путиным и президентом Обамой во время пребывания Путина в Нью-Йорке. Лавров сделал еще одно, даже более оптимистическое заявление: «Наши американские коллеги посылают нам сигналы о том, что они хотели бы продолжать поддерживать контакты. Если с их стороны такое желание существует, я думаю, наш президент рассмотрит его в конструктивном ключе».
Белый дом прокомментировал эти высказывания главы российского МИД следующим образом: «в настоящее время не существует никаких планов личной встречи между президентами России и Соединенных Штатов в обозримом будущем, и никакой подготовки к подобной встрече не ведется». По мнению автора, это может быть прочитано двояко: можно воспринять официальную информацию Белого Дома как резкий отказ, а можно – как намек на то, что «дверь открыта».
Мария Захарова, возглавляющая пресс-службу российского Министерства иностранных дел, высказалась следующим образом: «Тот путь, на который толкают сегодняшний мир, в том числе действия Вашингтона (я имею в виду путь санкций, антагонизма и отсутствия диалога) – это не переход к некоему новому состоянию дел, а дорога в никуда, в тупик».
И тем не менее, несмотря на этот, мягко говоря, не слишком дружелюбный обмен заявлениями, существует шанс, что будучи выдающейся фигурой на международной геополитической шахматной доске, Путин предпочтет избежать жесткой риторики и воспользуется возможностью обратиться к аудитории, включающей многих мировых лидеров, включая китайского президента Си Цзиньпина и Папу Франциска, чтобы представить какие-то позитивные перспективы и изложить свою точку зрения на возможные пути решения наиболее сложных проблем, стоящих сегодня перед человечеством.
Хорошо известно, что несмотря на многочисленные и острые разногласия между двумя странами, Владимир Путин видит необходимость объединения усилий для решения общей проблемы – террористической угрозы. Таким образом, от него можно ожидать предложения о создании Международной Антитеррористической Организации. Последовательная координация усилий между странами, подвергающимися прямой или косвенной угрозе разрастания терроризма и анархии, возникающей как его последствие – достойная и действительно общая цель. Один из побочных эффектов терроризма – гигантские потоки беженцев, наводняющие Европу. До тех пор, пока продолжаются вспышки военных столкновений, эта угроза, по мнению большинства наблюдателей, будет только нарастать.
До сих пор Запад предпочитал «выплывать в одиночку». Его попытки сдержать нарастающую волну терроризма не принесли успеха, которого ожидали и который обещали западные лидеры. Более тесное сотрудничество с Москвой может дать в этом отношении значительные преимущества. Наиболее существенные разногласия между Америкой и Россией относительно способов прекращения кровавого хаоса в Сирии, заключаются в том, что Запад настаивает на смещении нынешнего президента Башара аль-Асада, который, к счастью или несчастью, пользуется поддержкой России, будучи ее давним союзником.
Барак Обама, вероятно, предпочел бы договариваться с кем-нибудь другим, а не с Путиным. Однако, российский президент остается весьма популярным в своей стране и Вашингтон вынужден признать, что он и его страна являются важным игроком на международной арене, которого нельзя ни игнорировать, ни подчинить своей воле. Он является потенциальным союзником в войне против террора и должен рассматриваться именно в этом качестве.
Впрочем, многие наблюдатели в Москве уверены: в Соединенных Штатах продолжают мечтать о том, что американские внешнеполитические эксперты любят называть «сменой режима» в России. По их мнению, после этого они смогут договориться с другим лидером, который сменит Путина у власти. Однако, мечты – это мечты, а реальность – нечто совсем иное. Позволять своей антипатии к российскому лидеру диктовать политику в сегодняшнем мире, где недоразумения вполне могут привести к войне – это тот самый случай, когда мечта может легко превратиться в самый страшный кошмар. Не в меньшей степени это справедливо и в отношении тех деятелей в Москве, кто обвиняет Соединенные Штаты и недоброжелателей Путина во всех нынешних бедах России.
К счастью, и в Москве и в Вашингтоне еще есть люди, стремящиеся к новому старту. Они осознают, что хотя между великими державами всегда будут возникать противоречия, поскольку каждая из них защищает свои национальные интересы, мы живем в таком мире, где великие лидеры должны учитывать не только интересы своих стран, но и общие проблемы. Остается надеяться на то, что Владимир Путин и Барак Обама являются таковыми. Они не обязаны вместе проводить отпуск или играть в гольф по выходным, но во имя народов, которые они возглавляют, они должны работать вместе.
Автор, Эдуард Лозанский — известный физик, американо-российский публицист и общественный деятель, диссидент. Академик Российской академии социальных наук, основатель и президент Американского университета в Москве. Президент Всемирного российского форума, ежегодно проводимых слушаний в Конгрессе США по вопросам американо-российского сотрудничества