Уже для многих стало очевидным, что Китай давно оказывает огромное влияние на финансовую систему Соединенных Штатов. В 2015 году долг американского народа китайскому правительству составляет около 1,5 триллионов долларов.
Я знаю, что такие большие цифры мало что значат для большинства населения. Возможно, будет понятнее, если принять во внимание, что эта сумма сегодня на сотни миллиардов долларов превышает общие налоговые доходы правительства Соединенных Штатов (включая корпоративные и индивидуальные налоги) за год. В сущности, она столь велика, что мы ни при каких обстоятельствах не сможем вернуть долг. Во всяком случае, если не прибегать к экстраординарным мерам.
Разумеется, китайцы совсем не дураки. Они прекрасно осознают, что, как и мы, находятся в ловушке. Америка обременена колоссальной суммой задолженности, которую мы никогда не сможем погасить. Но китайцы также серьезно «влипли» с этим огромным долгом, от которого они не могут избавиться и в то же время не надеются когда-нибудь взыскать. Исходя из этого, сейчас китайское правительство предпринимает скрытые и в каком-то смысле радикальные меры.
В последнее время Китай привел в действие тайный план с целью вернуть как можно больше своих денег. Этот план состоит в выкачивании колоссальных сумм, как у правительства Соединенных Штатов, так и у обычных граждан, таких как вы и я.
Сегодня Государственное управление валютного контроля Китайской Народной Республики (SAFE) ведет полномасштабную валютную войну против Соединенных Штатов. Конечная цель этой кампании, как публично заявило китайское руководство, создать новую доминирующую мировую валюту, лишить доллар США его нынешнего статуса резервной валюты, и вернуть себе как можно больше из тех полутора триллионов долларов, которые им должно американское правительство.
К счастью, мы знаем, к чему ведет такое развитие событий. И у нас даже есть довольно неплохая идея, как всего этого избежать. Откуда нам все это известно? Что тут скажешь, ведь это не первый случай, когда Соединенные Штаты пытаются «кинуть» своих зарубежных кредиторов.
Большинство американцев, скорее всего, не помнят этого, но наша последняя серьезная валютная война произошла в 1960 годах. В те давние времена французский президент Шарль де Голль осудил политику США, которая заключалась в печатании дополнительных девальвированных долларов для финансирования дефицита внешнего торгового баланса. Это позволяло американским компаниям приобретать европейские активы за доллары, курс которых искусственно поддерживался за счет привязки к стоимости золота, в сущности представлявшей в тот момент не более чем бухгалтерскую фикцию. И де Голль начал действовать.
В 1965 году он взял 150 миллионов долларов из валютных резервов своей страны и направил эти бумажные деньги на выкуп золота из хранилища золотых запасов США Форт-Нокс. Де Голль предлагал даже послать военно-морской эскорт для сопровождения золота на обратном пути во Францию. Сегодня такое количество золота стоит около 12 миллиардов долларов.
Имейте в виду, господа, это произошло в то время, когда иностранные правительства имели законное право обмена своих резервов бумажных долларов на золото, в то время как граждане Соединенных Штатов такого права были лишены.
Кстати, Франция не была единственной страной, которая предприняла подобный шаг. Вскоре Испания обменяла на золото 60 миллионов долларов из своих резервов, а за ней последовали многие другие страны. К марту 1968 года золотой запас Соединенных Штатов сократился до пугающе низкого уровня.
Напомню, что к началу 1950-х годов в американских хранилищах скопилось такое количество золота, какого не собиралось нигде и никогда в истории человечества: около 702 миллионов унций. Однако, для манипуляций с нашей денежной системой американское правительство было готово раздать более половины золотого запаса страны. Принято считать, что на протяжении периода с начала 1950-х по первую половину 1970-х мы раздали около двух третей золотых запасов нашей страны, что составляло около 400 миллионов унций золота, потому что американское правительство пыталось удержать курс доллара на фиксированной отметке – 35 долларов за унцию.
Короче говоря, мы раздали 400 миллионов унций золота и получили в обмен на него 14 миллиардов долларов. Сегодня это же количество золота стоит 620 миллиардов долларов, то есть разница составляет 433 процента.
Невероятная глупость, согласитесь. Эта грубейшая ошибка стоила Америке большей части ее золотого запаса. Когда эта история войдет, наконец, в книги, разбазаривание золотого запаса США будет названо самым опасным проявлением некомпетентности, крупнейшим политическим просчетом. Разумеется, как это принято у политиков, им удалось сделать сложное положение еще хуже…
Глубинные причины слабости американского доллара были, в сущности, для всех очевидны. Американцы потребляли значительно больше, чем производили. Вы можете убедиться в этом, всего лишь взглянув на цифры ежегодного дефицита нашего бюджета, который был велик, как никогда, и все же продолжал расти, благодаря гигантским расходам на социальные пособия и «политическую акцию» во Вьетнаме. Вы также можете увидеть это по данным дефицита внешней торговли, который становился все больше и больше, предвещая в конце концов драматический крах и стремительное снижение стоимости американского доллара.
Разумеется, реальная ситуация в экономике никогда не занимает главенствующую позицию в умах политиков. Это было особенно справедливо в отношении Ричарда Никсона. Вечером 15 августа 1971 года он вышел в прямой эфир перед самым популярным телешоу в Америке (сериал «Bonanza») и объявил свой новый план… Доступ к золотому запасу Америки будет закрыт практически немедленно, так что ни одна страна или персона во всем мире не будет иметь права менять американские доллары на золото. Кроме того, президент объявил о введении дополнительной 10-процентной пошлины на весь импорт США!
Введение этих новых тарифов не принесли существенной пользы с точки зрения коррекции торгового баланса, поскольку наши торговые партнеры просто установили в ответ аналогичные пошлины на наш экспорт. Таким образом, результатом этих мер стало лишь сокращение объемов внешнеторгового оборота, что замедлило развитие глобальной экономики и оказало еще более негативное воздействие на контроль инфляции.
Разумеется, Никсон объяснял свои меры патриотическими соображениями: «Я решительно заявляю, что американский доллар никогда больше не должен оказаться заложником в руках международных спекулянтов».
Толпа «визжала от восторга», как это всегда бывает, когда что-то предпринимается с целью «остановить спекулянтов». Однако, как выяснилось, смеялись американцы над самими собой. Всего через два года экономика Америки погрузилась в тяжелейшую рецессию с момента окончания второй мировой войны… с нефтяным кризисом, стремительным взлетом безработицы, 30-процентным падением фондового рынка и галопирующей инфляцией. Вместо того, чтобы стать богаче, миллионы американцев стали намного беднее, причем практически в один день.
Все это дает повод задуматься о сегодняшних событиях… Около 40 лет спустя Соединенные Штаты находятся в самом центре новой валютной войны. На этот раз нашим главным противником является не Европа, а Китай. И ситуация в этот раз гораздо серьезнее. Наша страна и наша экономика уже и так находятся крайне хрупком и уязвимом положении. В 1960-х американская экономика стремительно росла, и эта экспансия продолжалась несколько последующих десятилетий. Сегодня все обстоит совершенно иначе.
Новая валютная война с Китаем принесет колоссальные разрушения в жизнь миллионов простых американцев, и это случится гораздо раньше, чем думают большинство людей. У вас осталось лишь несколько лет, чтобы осознать, что именно делают китайцы, почему они так поступают, и к каким результатам это практически неизбежно приведет.
Автор, Портер Стэнсбери – известный американский финансовый обозреватель и аналитик. В 1999 году он основал компанию «Stansberry Research», выпускающую информационный бюллетень «Stansberry’s Investment Advisory». Кроме того, он ведет на собственном «Stansberry Radio» еженедельную программу, быстро завоевавшую огромную популярность.