Были времена, когда Николя Саркози считался таким восторженным поклонником Соединенных Штатов, что американский дипломат в 2009 году назвал его «самым проамериканским президентом Франции со времен второй мировой войны». Это высказывание стало достоянием общественности благодаря утечке через «Wikileaks».
Судя по всему, прежнего Саркози больше не существует. Его сменил другой человек, чьи взгляды обращены на восток. В среду этот консервативный лидер «республиканцев» прилетел во главе небольшой делегации в Москву, где он намерен лично встретиться с российским президентом Владимиром Путиным.
Один из партийных функционеров, сопровождающий Саркози в этой поездке, описал ее как нечто большее, чем визит к Путину, которого Саркози не раз называл своим «другом» с тех пор как три года назад он оставил свой президентский пост. «Речь идет об оппозиционном лидере, который намерен встретиться с главой государства, с которым он тесно сотрудничал, когда был президентом», сказал депутат Европарламента из партии Саркози Тьери Мариани, известный своими русофильскими взглядами, непосредственно перед посадкой на самолет, улетавший в Москву. «Путин – один из личных контактов, которые Саркози сохранил после своей отставки».
Впрочем, его личная встреча с Путиным, довольно редкое явление для тех, кто больше не занимает государственную должность – далеко не случайное событие. Этой встрече предшествовали многочисленные одобрительные заявления, адресованные Москве в течение последнего года. Она свидетельствует о том, насколько изменились внешнеполитические взгляды Саркози с тех пор, как он заработал свое шутливое прозвище «Сарко-американец» во время своей первой предвыборной президентской компании в 2007 году.
В те времена вновь избранный Саркози решительно принялся за оживление франко-американских отношений, которые оказались в состоянии «глубокой заморозки» после отказа Парижа в 2003 году присоединиться к американской военной кампании в Ираке. Политику Саркози многие французские наблюдатели называли отказом от традиционных голлистских взглядов на место Франции на мировой арене. Он вернул свою страну в командные структуры НАТО, несмотря на яростное сопротивление парламента.
Что же касается России, Саркози в те времена обильно украшал свои выступления гневными тирадами о нарушении прав человека и о «беспардонности» поведения Путина, с которой он продвигает интересы энергетической политики своей страны в европейском регионе. Во время своего первого визита в Москву в качестве главы государства в 2007 году, Саркози рассказывал группе студентов после напряженной встречи с Путиным о том, «как прекрасно жить в условиях демократии», и желал своей аудитории, чтобы однажды настал такой день, когда они тоже получат такую возможность.
Впрочем, эта про-демократическая риторика уже исчезла из речей Саркози. Сегодня этот шестидесятилетний политик, вступивший в борьбу за право представлять свою партию на президентских выборах в 2017 году, говорит в предвыборных выступлениях о том, что Франция не желает больше слушать каких бы то ни было «моральных наставлений» от других стран, особенно по проблемам отношения к беженцам.
По отношению же к Америке, куда Саркози, насколько это известно, не планирует наносить визит, его тон сильно охладился. «Я говорил американскому президенту Бараку Обаме, что ему следует проявить большую заботу об Америке и оставить Европу нам», заявил Саркози недавно в Лиможе, в связи с беседой о приеме Турции в Европейский Союз, состоявшейся в 2009 году. «Я хотел преподать ему небольшой урок географии».
Как и несколько других крупных фигур среди французских «правых», включая Марин Ле Пен, новый Саркози вернулся к голлисткой концепции, в соответствии с которой Соединенные Штаты являются отдаленным партнером, которому можно возражать в каждом уместном случае, в то время как России отводится особо важная роль.
В начале нынешнего года Саркози выступил в поддержку российской аннексии Крыма, заявив, что Франция не желает возобновления холодной войны. Это заявление стало поводом для его бывшего премьер-министра Алана Жюпе, ставшего главным соперником Саркози в борьбе за президентскую номинацию, выступить с предостережением, что его партия заболела «острой формой русофилии».
Однако, Саркози, дважды встречавшийся с Путиным после ухода с президентского поста, но ни разу в качестве главы Республиканской партии, твердо придерживается своей соглашательской политики в отношении России, даже в тех случаях, когда ему приходится фактически повторять откровенно пророссийские высказывания Марин Ле Пен.
Его нашумевший перерыв в предвыборной кампании для визита в Москву повторяет действия президента Национального Фронта, посетившей российскую Государственную Думу в мае. Неизменно теплые отношения Марин Ле Пен с окружением Путина помогли ее партии получить в прошлом году 9-миллионный кредит в Первом чешско-российском банке.
Впрочем, встречаясь с Путиным в этот раз, Саркози даже «обставляет» Ле Пен, демонстрируя свой статус как бывшего главы государства. Двое политиков будут обсуждать ситуацию в Сирии, борьбу против ИГИЛ, и, возможно, российское эмбарго на поставки европейской сельскохозяйственной продукции. Саркози обратится с речью к студентам одного из престижных московских университетов, что было запланировано еще несколько месяцев назад, до начала российской военной кампании в Сирии.
«Когда вы находитесь в оппозиции, вы также обладаете правом выражать свои взгляды по наиболее серьезным мировым проблемам», заявил глава внешнеполитического блока «республиканцев» Пьер Лелуш, который намеревался отправиться в Москву вместе с Саркози. Другие члены его окружения заявляли французским информационным источникам, что Саркози не во всем согласен с Путиным и настроен на «откровенный и прямой» диалог. Время покажет, станет ли Саркози в этот раз так же воспевать прелести демократии, как он это делал в 2007 году.
И всё-таки Мари Ле Пен на посту будущего президента Франции, имхо, выглядит предпочтительнее, хотя бы потому, что она своё мировоззрение и свои принципы не меняла в угоду дешёвой популярности.
Но маловероятно. Ибо слишком радикальная.