Глобальное испытание, которое окажется не под силу большинству стран: как пережить спад, который неизбежно следует за бумом

За бумом, подпитанным ростом кредитования, освоением новых рынков и спекуляциями, неизбежно следует спад, подобно тому, как ночь сменяет день. Это создаёт очень трудное испытание для каждого государства: что должны предпринять власти в условиях, когда бум неотвратимо подошёл к концу?

160786629-1-

И снова миру предстоит осознать, что временное решение проблемы может сделать следующий спад ещё более разрушительным.

Начнём, пожалуй, с рассмотрения условий, генерирующих бум.

1. Неразвитая страна получает доступ к новым кредитам, рынкам и ресурсам. Начинается своеобразный «этап разгона», напоминающий запуск ракеты. Неожиданное изобилие финансового капитала пробуждает скрытый потенциал экономического роста страны. Когда страна, у которой почти отсутствует государственный или частный долг, вдруг получает доступ к практически неограниченным объёмам капитала, происходит взрывообразный скачок роста.

В качестве примера можно привести открытие значительных месторождений ресурсов, которые быстро привлекают капитал (например, нефти) или генерируют богатство (например, золота).

Современный пример того, как развивающаяся страна получила доступ к новым кредитам, рынкам и ресурсам, представляет, конечно, Китай. Но эта же модель справедлива и для Америки 1790-х — начала 1800-х годов, а также для многих других государств на различных этапах развития.

2. В экономике развитой страны появляется новый сектор. В качестве недавнего примера можно привести Интернет, который проходил «фазу разгона» с 1995 по 2000 годы. Учитывая, что в подобных ситуациях вновь возникшего сектора ранее просто не существовало, начальный этап является столь же впечатляющим, как и в случае развивающихся экономик.

Примерами из американской истории являются железнодорожный бум 1870-80-х годов, появление электрического света, а затем и радио.

3. Ранее «безопасный» сектор финансиализируется, утопая в огромных морях долгов, что влечёт за собой бурный рост спекуляций.

Недавним примером подобной ситуации являются обеспеченные закладом ценные бумаги и вызванный высокорисковой ипотекой жилищный бум 2002-2008 годов. Безопасный консервативный сектор (ипотека и жильё) быстро финансиализировался в спекулятивное безумие.

В конце концов, эта активная фаза сжигает все продуктивные капиталовложения и переходит к нерациональному инвестированию, безудержным спекуляциям и прямому мошенничеству, когда инсайдеры начинают извлекать выгоду из привлечения новых участников. В США подобная ситуация наблюдалась в начале 1890-х годов, когда строительство железных дорог перешло в спекулятивную фазу, характеризующуюся чрезмерной долговой нагрузкой и неэффективными инвестициями. Аналогичный «послеразгонный этап» наступил в 2000 году, когда началось безумие «доткомов».

Различие между тремя рассмотренными ситуациями заключается в том, что со спадом, который ограничивается одним сектором, легче сладить, чем с тем, что затрагивает всю экономику. Проблема ипотечного кризиса состояла в том, что он не сводился исключительно к жилью или ипотеке – этап спекулятивного роста заразил всю финансовую систему.

Когда экономика целиком входит в фазу спада, подвергаются испытанию политические, социальные и экономические основы страны. Если они не являются исключительно надёжными, страна входит в кризис, который зачастую отмечается войнами, экономическим коллапсом и политической дестабилизацией.

Политическое и финансовое руководство, получившее признание во время фазы разгона за мудрое управление, не слишком склонно принять этап спада как необходимое лекарство от чрезмерной долговой нагрузки, спекуляций и неэффективных инвестиций. Вместо этого власти пытаются наложить серию поспешно скроенных «заплаток», направленных на возвращение экономики на разгонный этап бурного роста: финансовое и денежно-кредитное стимулирование, снижение процентных ставок и так далее.

Однако все они имеют один и тот же эффект подливания бензина в огонь. Долги и спекуляции вспыхивают, но так как все продуктивные капиталовложения уже давно сделаны, остаются только неэффективные инвестиции и спекулятивные ставки.

Подпись к изображению: Соотношение задолженности и ВВП

Соотношение долга к ВВП

Наглядным доказательством является растущий долг глобальной экономики. Огромный скачок задолженности Китая с 2007 года можно привести в качестве основного примера попытки «исправить» ситуацию снижения темпов роста посредством накопления огромных гор нового долга, который утекает, в основном, в спекулятивные червоточины и неэффективные инвестиции – например, в пустующие торговые центры, аэропорты, спортивные сооружения и города.

Теперь испытание предстоит почти всем государствам, ведь практически каждая страна вступает в фазу спада. До сих пор почти все отрицают это и пытаются «справиться» с реалиями отрицательного роста (спекулятивного спада) всё теми же старыми инструментами финансиализации.

То, что эти попытки потерпят неудачу, столь же очевидно, как смена дня и ночи.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий