В прошлый понедельник госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри посетил Казахстан. Этот визит состоялся через день после его встречи с министрами иностранных дел пяти центрально-азиатских стран в узбекском Самарканде. Эта встреча фактически дала старт его турне по всем столицам Центральной Азии, причем подобный дипломатический вояж был впервые предпринят госсекретарем США. Наблюдатели отмечают, что активизация американской дипломатии свидетельствует о чрезвычайной важности Центральной Азии для Соединенных Штатов в связи с негативными тенденциями для американской внешней политики в Афганистане. Нынешнее правительство этой страны, сформированное Вашингтоном, терпит поражение в гражданской войне против исламистского движения Талибан и других вооруженных группировок, выступающих союзниками последнего.
Подпись к изображению. Геополитическое соперничество на периферии бывшего Советского Союза
Во время самаркандской встречи Джон Керри и министры иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана публично обсуждали различные сферы сотрудничества, от экономики и национальной безопасности до образования. Впрочем, это была лишь прелюдия к началу индивидуальных дискуссий по целому ряду вопросов, входящей в программу визитов Керри в эти страны. Вполне предсказуемой целью этого турне является поиск путей решения различных проблем, связанных с Афганистаном и Россией.
Границы между странами Центральной Азии и Афганистана становятся объектом все более активных мер в военной и дипломатической сферах, а также наращивания усилий по обеспечению пограничной безопасности. В течение последних месяцев резко усилилась военная активность в северных провинциях Афганистана, что объясняется захватом в конце сентября города Кундуз силами движения Талибан, а также стремительным ростом концентрации на севере страны боевиков ИГИЛ. Последние рассматривают Афганистан в качестве плацдарма для дальнейшей экспансии в страны Центральной Азии. Здесь важно отметить тот факт, что ИГИЛ не вступает в военное противостояние с афганскими правительственными войсками и иностранными воинскими контингентами. Боевики стремятся до определенного момента беречь силы и накапливать военный потенциал. Впрочем, угроза возрастает также и на юге. Три месяца назад многие эксперты указывали на то, что число боевиков на границах Таджикистана и Туркменистана быстро растет. Кроме того, наблюдалось обострение внутренних противоречий в самих странах Центральной Азии.
Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность не только в центрально-азиатских странах, но и во всех государствах, обладающих влиянием в регионе. Главным образом, речь идет о России, Соединенных Штатах и Китае, заинтересованном в экономическом развитии центрально-азиатского региона. В ходе последнего саммита Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), Россия объявила о планах осуществления некой совместной инициативы в сфере пограничной безопасности, в которой предполагается участие нескольких стран Центральной Азии.
Согласно имеющейся информации, под эгидой ОДКБ с июня 2015 года в регионе развернуты дополнительные подразделения вооруженных сил России и Казахстана. С российскими и казахскими военными сотрудничают представители китайских разведслужб.
В настоящее время общая структура объединенных сил, развернутых в Таджикистане, состоит из следующих элементов:
— первая линия пограничной охраны: таджикские пограничные аванпосты; объединенные пограничные заставы и пункты пограничного контроля, укомплектованные военнослужащими из России, Казахстана и Таджикистана; присутствие российских и казахских военных специалистов на таджикских пограничных аванпостах.
— подразделения армии Таджикистана укреплены российскими и казахскими военными советниками, отрядами быстрого реагирования и спецподразделениями.
— на территории 201 российской военной базы в окрестностях Душанбе, Куляба и Курган-Тюбе расквартированы военные формирования России, Казахстана и Беларуси (впрочем, участие Беларуси незначительное).
— Другие подразделения и элементы инфраструктуры ОДКБ и региональной антитеррористической структуры Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) включают российские, казахстанские и китайские силы разведки.
Впрочем, не все страны региона поддерживают усилия ОДКБ. Туркменистан и Узбекистан обсуждают свои собственные объединенные операции по обеспечению безопасности границ, вне рамок упомянутой российской инициативы. В сущности, эти страны всегда предпочитали избегать тесного сотрудничества в рамках ОДКБ. Эксперты отмечают, что подобный подход обусловлен личными амбициями лидеров этих государств. В настоящий момент Ашгабат и Ташкент пытаются сформировать двустороннее партнерство в сфере безопасности. Наблюдатели агентства «SouthFront: Analysis & Intelligence» располагают информацией о том, что Туркменистан сконцентрировал почти 70 процентов личного состава своих вооруженных сил у афганской границы и предпринимает усилия по ее блокированию, что, впрочем, было едва ли возможно даже во времена СССР.
Эти события привлекли внимание Соединенных Штатов. Вашингтон, как и Москва, встревожен ростом военной активности в Афганистане. Однако, Вашингтон заинтересован в усилении сотрудничества с центрально-азиатскими странами по вопросам безопасности не только в целях предотвращения эскалации военного противостояния, но также в целях противодействия росту влияния России как доминирующей военной силы в регионе. Мотивы для сотрудничества Вашингтона с центрально-азиатскими государствами вполне ясны, однако детали, то есть, как именно Соединенные Штаты намерены активизировать сотрудничество в сфере безопасности, остаются пока весьма туманными. Как бы то ни было, существует несколько главных тем для обсуждения в ходе центрально-азиатского вояжа Джона Керри.
Во-первых, Туркменистан может предоставить Соединенным Штатам право использования авиабазы Мары-2, расположенной недалеко от границы Туркменистана с Афганистаном, хотя пока Ашхабад официально опровергает предположения о том, что подобный вопрос стоит на повестке. Другой возможный план предусматривает поддержу со стороны Соединенных Штатов объединенной узбекско-туркменской инициативе в сфере пограничной безопасности. Еще одной возможной темой является наращивание военного присутствия США в Таджикистане. На сегодняшний день Таджикистан считается одним из ближайших союзников России в центрально-азиатском регионе, однако Вашингтон хотел бы усилить свое влияние в этой стране.
Ни одна из упомянутых форм сотрудничества не пока не получила подтверждения, и ни одна из них не является неизбежной, однако эти попытки, без сомнения, привлекут серьезное внимание России. Разделение усилий создаст бреши в системе региональной безопасности, создаваемой Москвой. Ситуация в Афганистане неопровержимо свидетельствует о том, что вооруженные силы Соединенных Штатов вряд ли способны оказать позитивное воздействие на ситуацию в сфере безопасности в этом регионе. Во всяком случае, сил американского контингента в этой стране недостаточно для выполнения подобных задач.
Эксперты полагают, что только объединенные силы России и Казахстана в состоянии противодействовать угрозе, исходящей от ИГИЛ достаточно быстро и эффективно. Таджикистан и Кыргызстан в военном отношении испытывают недостаток техники, а их вооруженные силы отличаются низкой эффективностью. Узбекистан и Туркменистан пытаются избежать присоединения к совместным усилиям в рамках ОДКБ. В целом, однако, можно утверждать, что Россия, Китай, Казахстан и другие центрально-азиатские страны вполне осознают существующую угрозу и предпринимают интенсивные меры по подготовке ее отражения.
Подводя итоги можно заключить, что традиционно нестабильный пограничный регион между странами Центральной Азии и Афганистаном превращается в последнее время в один из главных объектов соперничества между Соединенными Штатами и Россией на периферии бывшего Советского Союза.