Возникшая между Турцией и Россией напряжённость ставит в трудное положение прикаспийские государства

Вмешательство России в сирийскую гражданскую войну ставит в неудобное положение бывшие советские республики на побережье Каспийского моря. Столкнувшись с проблемой выбора между историческими отношениями с Москвой и вопросами собственной безопасности, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан очутились на явно незавидных политических позициях. Беспрецедентные военные действия России создают угрозу дестабилизации ранее устойчивых дипломатических отношений.

thediplomat

Соглашение по вопросам безопасности, заключённое Казахстаном и Азербайджаном 4 ноября, говорит о несколько неспокойной обстановке в Каспийском море. В частности, планом предусматриваются совместные военно-морские учения Казахстана и Азербайджана на внутреннем море.

Скорее всего, формирующееся между Казахстаном и Азербайджаном оборонное сотрудничество, по крайней мере, частично обусловлено тревогой по поводу использования Москвой Каспийского моря в своих операциях на Ближнем Востоке. Напомним, в октябре и ноябре каспийская флотилия России нанесла удары крылатыми ракетами по целям в Сирии. Сама Астана воздержалась от соответствующих заявлений, но 23 ноября президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов высказался от имени своих северных соседей в ходе встречи с Владимиром Путиным. В частности, Бердымухамедов указал своему российскому коллеге на то, что «казахстанские партнёры вроде бы обеспокоены событиями на Каспии, которые связаны с военными вопросами».

Хотя Бердымухамедов говорил об опасениях казахов, не исключено, что Туркменистан также обеспокоен российскими операциями на Каспии. Туркменистан вполне определённо придерживается нейтрального внешнеполитического курса. Тем не менее, правительство Туркменистана выразило риторическую поддержку Украине в конфликте Киева с Россией.

Со своей стороны, Россия открыто подчиняет интересы других прикаспийских государств эффективности своей сирийской кампании. В ходе ноябрьской встречи с Бердымухамедовым президент Путин признал, что запуски крылатых ракет создали «некоторые неудобства» для соседей России. Тем не менее, Путин заявил, что Россия будет продолжать операции «до тех пор, пока считает это целесообразным».

Подобная позиция может привести в замешательство Казахстан, Туркменистан и Азербайджан, но она вполне согласуется со стратегическим подходом к Каспию, принятым Москвой после распада Советского Союза. Россия считает, что юридически Каспий является совместной собственностью всех пяти прикаспийских государств – в частности, такое мнение распространяется на энергетические вопросы. Однако совместное владение Каспием только теоретически представляет собой справедливую политику. Москва располагает сильнейшей в регионе военной и энергетической инфраструктурой, так что на практике опасения Казахстана, Туркменистана и Азербайджана (а возможно, и Ирана) признаются только тогда, когда они не противоречат интересам России.

Эту и без того непростую ситуацию осложнили события 24 ноября, когда российский самолёт Су-24 был сбит Турцией. Казахстан последовательно сотрудничает с Россией в экономических и политических проектах на постсоветском пространстве. Но Астана также поддерживает хорошие отношения с Турцией, хотя пантюркистские амбиции Анкары в Центральной Азии никогда не реализовывались в полной мере. Кроме того, Казахстан не придерживается политического курса России по Сирии. Правительство Казахстана представляет себя скорее как потенциального посредника, проводя на своей территории переговоры между сирийскими оппозиционными фракциями. Не имея большого пространства для политического манёвра, МИД Казахстана называет произошедшее «трагическим инцидентом», умоляя Москву и Анкару проявлять сдержанность и выражая озабоченность ухудшением российско-турецких отношений.

Положение Азербайджана столь же затруднительно. Между Москвой и Баку сложились довольно странные отношения. Политически Россия поддерживает Армению, главного соперника Азербайджана, но Москва также является основным поставщиком вооружений для Азербайджана. В 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном Турция начала экономическую блокаду Армении и закрыла свои границы с этим кавказским государством, что продолжается по сей день. Соответственно, Азербайджан весьма болезненно относится к возникшей напряжённости между Россией и Турцией. Заместитель премьер-министра Али Ахмедов настойчиво говорил о том, что «Азербайджан не хочет, чтобы дружественные страны [Россия и Турция] противостояли друг другу». Ахмедов даже предложил посредничество своей страны, заявив, что «в рамках дружественных отношений с обоими государствами Баку готов предложить помощь в целях скорейшего устранения нежелательной напряжённости».

Операции в Сирии, на Каспийском море и на Украине представляют крупнейшие зарубежные военные предприятия России со времён распада Советского Союза. Хотя такие государства, как Казахстан и Азербайджан, как правило, поддерживают стабильные отношения с Россией, разворачивающаяся военная кампания подвергнет испытанию целостность этих обычно позитивных отношений.

Об авторе. Эван Готтесман – стипендиат программы имени Ллойда С. Гарднера в Университете Рутгерса

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий