Насколько объективны эмигранты из России, когда речь идёт об их родной стране?

Насколько правдивую картину происходящего в России рисуют русские, которые эмигрировали на Запад? Являются ли их отзывы о Родине непредвзятыми или прежний неудачный опыт даёт о себе знать?

Mos
Красная площадь, Москва

Я задумался над этим, когда услышал следующее наблюдение одного проницательного человека:

«На Западе проживают многочисленные общины эмигрантов из России, которые хотя и любят русскую культуру, испытывают холодность в отношении своей Родины. Другие государства, например, Израиль, Китай или Индия, используют своих эмигрантов для формирования положительного образа родных стран. Но, как я заметил, в случае России многие из эмигрантов настроены враждебно к своей Родине. Причём зачастую оказывается, что они десятилетиями не были в России и имеют весьма устаревшие представления о ней, зато склонны доверять современным западным новостным сюжетам, многие из которых грубо фальсифицируют происходящее. Не секрет, что СМИ демонизируют Россию и её лидеров. И тем не менее, в новых странах проживания друзья и единомышленники эмигрантов часто считают их экспертами по России. В конечном итоге выходит, что недостоверные истории получают подтверждение, а это, по существу, помогает противникам России продвигать свою ложь и вызывать доверие к ней».

Надо отметить, мой личный опыт общения с эмигрантами из России в США, как правило, подтверждает это наблюдение. Многие из них повторяют лейтмотив ведущих СМИ о том, что в настоящее время Россия играет на международной арене преимущественно негативную роль, препятствуя распространению мира, демократии и прав человека.

В своё время, когда я работал над книгой «Фальшивое убийство Литвиненко», мне довелось беседовать с одной российской эмигранткой родом из Санкт-Петербурга, которая вышла замуж за американца и сейчас преподаёт в одном из американских ВУЗов. Я рассказал ей, к каким выводам привели мои исследования по поводу произошедшей в 2006 году таинственной смерти в Лондоне известного экс-шпиона КГБ Александра Литвиненко. В новостях твердили о том, что Путин приказал отравить его радиоактивным полонием. Однако я обнаружил, что у подобных претензий нет оснований. Как оказалось, вся эта история была искусно подделана проживающим в Лондоне политическим врагом Путина. «Доказательств причастности Путина не существует», – сказал я. «Да, так они и работают. Они не оставляют за собой никаких следов», – прозвучало в ответ.

Может так, а может, и нет. Но она была уверена в виновности Путина, даже получив доказательства того, что большая часть истории Литвиненко была сфабрикована политическим противником российского лидера. Она была убеждена в абсолютной правдивости негативных новостных сюжетов, и делом Литвиненко такой подход не ограничивается. Интересно, сколько ещё ошибочных убеждений эта «специалистка» по России укрепила в сознании других людей.

Конечно, не все российские эмигранты такие. Разумеется, есть и те, которые не разделяют этот негативный настрой, но зачастую они предпочитают безмолвствовать. В настоящем подавляющее большинство американцев настроены против Путина и России, так что молчание эмигрантов, которые видят ситуацию отличной от общепринятых представлений, вполне можно понять. Выступив в оппозиции к широко распространённым заблуждениям, можно навлечь на себя насмешки других, а то и заслужить репутацию «путиниста», что порицается в Америке. Принятие антипутинской позиции можно считать хорошей стратегией выживания для кого бы то ни было. Так, подобные взгляды высказывает большинство участников президентской гонки, судя по их предвыборной риторике.

Кстати говоря, устаревшие представления эмигрантов о своей стране не сводятся к политическим вопросам. Это проявляется, например, и в лексике, которую они употребляют. Многие эмигранты, перебравшиеся за рубеж в 80-х годах или в начале 90-х, используют то, что я бы назвал «советским словарным запасом», который сложился до появления Российской Федерации. Эти люди как будто застыли во времени. Стремительный прилив новых слов и фраз, которые появились в ходе внедрения в России западных методов ведения бизнеса и импорта западных продуктов, обошёл их стороной.

Как мне приходилось слышать, Путин считает, что происходит слишком мало культурных и межличностных контактов между жителями Северной Америки и россиянами. Я с ним согласен. Отсутствие общения позволяет подстрекателям с обеих сторон обезличивать остальных и успешно продвигать негативные стереотипы, которые весьма далеки от реальности. Разумеется, если бы непредвзято настроенные американцы напрямую взаимодействовали со здравомыслящими россиянами, было бы куда меньше доверия таким бредовым историям, как в случае с Литвиненко.

Об авторе. Уильям Данкерли – медиааналитик и консультант, проживающий в городе  Нью-Бритен штата Коннектикут, США. Активно работает с медиа-организациями из России и других посткоммунистических стран. Старший научный сотрудник Американского университета в Москве.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий