В период после окончания холодной войны и распада Советского Союза военно-морские силы США привыкли воспринимать полный контроль в море как нечто само собой разумеющееся. В условиях отсутствия вызова от равного противника на море, американский военный флот игнорировал развитие противокорабельных средств и сосредоточился только на эффективности ударов по наземным целям. Фактически, как заявил на этой неделе бывший высокопоставленный чиновник ВМС, генеральный директор консалтинговой компании «FerryBridge Group» и заместитель директора Центра изучения американской военно-морской мощи при Гудзонском институте Биран МакГрат во время слушаний в Конгрессе США, с 1999 года флот не получил ни одного корабля, способного осуществлять запуск противокорабельных ракет.
«Ни один из наших кораблей не в состоянии обезвредить другой корабль с помощью своих штатных вооружений на расстоянии, превышающем приблизительно 100 километров (дальность поражения ракеты «Harpoon»), и ни один из кораблей, способных осуществлять запуск этих ракет с 1999 года не поступил на вооружение ВМС», заявил МакГрат. «Чтобы повысить уровень потенциала сдерживания в рамках обычных вооружений наших надводных кораблей в будущем, Военно-морские силы США должны как можно быстрее ликвидировать это опасное отставание. При этом поиск элегантного решения на перспективу не должен исключать немедленной постановки на вооружение устройств, существующих в настоящий момент на мировом рынке».
Тем временем, российские, китайские и индийские военные суда оснащаются сверхзвуковыми противокорабельными ракетами дальнего радиуса действия, такими как «Brahmos» и 3M-54T (SS-N-27A Sizzler), которые трудно поддаются перехвату и представляют повышенную угрозу для военно-морского флота Соединенных Штатов. МакГрат утверждает, что одним из непосредственных решений этой проблемы является переоборудование существующего арсенала ракет крылатых «Томагавк», предназначенных для ударов по наземным целям, в оружие двойного назначения, способное поражать как надводные, так и наземные цели. Крылатые ракеты «Томагавк» могли бы поражать цели в радиусе 1850 километров, выполняя задачи противокорабельной защиты. «Один этот шаг уже способен обеспечить эффективность инвестиций в кратчайшие сроки, а кроме того, он гарантирует, что эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» Flight III DDG и типа «Замволт» DDG 1000 также смогут осуществлять запуск этих ракет повышенной дальности класса «поверхность-поверхность», заявил МакГрат.
Впрочем, существует обеспокоенность в связи с тем, что хотя ракеты «Томагавк» будут эффективны против многих угроз, существуют корабли потенциального противника, оборудованные совершенными системами противоракетной обороны, которые способны предотвратить поражение этими ракетами. «Некоторые аналитики полагают, что против наиболее продвинутых систем ПВО, которыми оснащены корабли потенциальных противников, дозвуковые ракеты TLAM окажутся недостаточно эффективными», утверждает МакГрат. «Впрочем, следует помнить, что далеко не все платформы противника столь совершенны, а кроме того большая часть таких современных кораблей может быть нейтрализована другими единицами, входящими в структуру нашего военно-морского флота».
Модернизация ракет «Томагавк» представляет собой лишь краткосрочное решение. Чтобы противостоять будущим угрозам ВМС США нуждается в новых ракетах. «Военно-морские силы должны быть быстро приведены в соответствие требованиям 21 столетия в сфере борьбы против надводных кораблей, однако не допуская при этом задержки в процессе модернизации существующих ракет типа TLAM», считает МакГрат. «Унификация различных типов ракет должна быть целью, но не должна стать той потребностью, которая приведет к отсрочке их постановки на вооружение. Эти ракеты должны быть эффективны против самых совершенных систем противовоздушной обороны, они должны обладать способностью наводиться как на фиксированные, так и на движущиеся цели на море и на суше».
Хотя Военно-морские силы США действительно остро нуждаются в ракетах нового поколения, разработка и создание таких вооружений займет некоторое время. Флот не может ждать до конца 2020-х годов, когда новые противокорабельные ракеты поступят на вооружение. «Конгресс должен установить для ВМС жесткий срок модификации ракет «Томагавк», таким образом, чтобы они поступили на вооружение к началу 2020-х годов», заявил МакГрат. «Однако, ошибочно было бы полагать, что эта модификация ракет TLAM является решением проблемы противокорабельных вооружений в долгосрочном периоде. Требуются новые ракеты с более совершенными характеристиками».
Автор, Дэйв Маджумдар – американский военный эксперт, редактор отдела военных проблем информационного ресурса «The National Interest»
Больше ракет хороших и разных!