Признавая провал антироссийских санкций, необходимо менять подход

Foreign Affairs: После захвата Россией Крыма в 2014 году администрация Обамы ответила тем, что стало привычным инструментом внешней политики нашего времени: точечными санкциями. Соединенные Штаты предприняли заморозку активов и запрет на путешествия в отношении более чем ста человек, и ещё на сотню запрет наложил Евросоюз. Затем, после уничтожения в небе над Восточной Украиной рейса 17 Malaysia Airlines предположительно пророссийскими повстанцами, США ответили ещё более жёсткими санкциями, направленными на ключевые секторы российской экономики, в том числе на производителей вооружений, банки и государственные компании.

Russia in cell

Глядя на плачевное состояние российской экономики, кажется, что санкции работают. На самом же деле, американским законодателям, похоже, просто повезло: санкции совпали с обвалом мировых цен на нефть. Тем не менее, правительству России удалось пережить кризис, оказав неотложную финансовую помощь банкам, позволив рублю свободное плавание и проведя точечные урезания госбюджета, одновременно с этим предоставив финансовое стимулирование за счёт увеличения расходов на пенсии. Даже при продолжающихся низких ценах на нефть МВФ ожидает, что в 2016 году в российскую экономику вернётся, хотя и вялый, но рост в 1,5%.

И если судить о санкциях исходя из наиболее подходящей меры, а именно, привели ли они к изменению политики, то они оказались полным провалом. С тех пор, как Соединенные Штаты ввели санкции, Россия не отступила на Украине, и нет никаких оснований полагать, что они сделают это сколько-нибудь скоро. Тем временем, санкции вредят экономическим и геополитическим интересам США. Если западные лидеры хотят разрешить украинский кризис и сдерживать плохое поведение России, то им стоит отказаться от своих провалившихся санкций и сосредоточиться на других мерах — например, оказать Украине экономическую помощь, препятствовать военной модернизации России, и усилить европейскую энергетическую независимость.

Непредвиденные последствия

На практике оказалось, что санкции привели к непрогнозируемым последствиям, причинив масштабные страдания всей российской экономике и её населению. Ограничивая доступ к международному финансированию в период экономического спада, санкции усугубились падением цен на нефть, вынуждая Москву урезать расходы на здравоохранение, инфраструктуру и оплату труда в госсекторе, что создало экономические трудности для простых россиян.

Добавило страданий и решение российского правительства на ответный ряд санкций, путём ограничения на импорт западных продуктов питания. Хотя этот шаг и причинил вред восточноевропейским фермерам и экспортёрам, это также создало нехватки и рост цен на продукты внутри России. Хотя Кремлю удалось отчасти справиться с последствиями санкций, частично повернувшись к Китаю.

Заманчиво полагать, что в конечном итоге санкции будут работать, скажем, через несколько лет, но это принятие желаемого за действительное. Санкции были направлены на то, чтобы заставить Россию сотрудничать в международном дипломатическом процессе и уйти из Крыма; если они не сделали этого сейчас, то едва ли сделают в будущем. И действительно, как показывают академические исследования, чем дольше длятся санкции, тем с меньшей вероятностью они приведут к изменению политики. А в случае с Россией, если цены на нефть поднимутся в следующие несколько лет, что вероятно, то значение санкций будет сокращаться и дальше.

Цена сдерживания

Санкции позволили администрации Обамы утверждать, что они что-то ответили на агрессию России. На самом же деле, санкции обернулись крупными экономическими и политическими затратами для Соединенных Штатов и их европейских союзников.

Основная тяжесть сейчас легла на плечи Европы — по оценкам Европейской комиссии, в 2015 году санкции привели к снижению ВВП на 0,3 процента. По данным Австрийского института экономических исследований, продолжение санкций против России в следующие несколько лет может обернуться потерей свыше 90 миллиардов евро на доходах от экспорта и стоить более двух миллионов рабочих мест (для Европы; прим. mixednews).

Санкции оказали и неожиданный эффект «сплочения вокруг флага», когда русские теперь винят в своих бедах Запад. По данным Левада-центра, рейтинг Путина с 63 процентов во время вторжения в Крым, к октябрю 2015-го вырос до 88 процентов. По результатам другого опроса, более чем две трети респондентов заявили, что считают, что основной целью санкций было ослабление и унижение России.

Также санкции побудили Россию создавать собственные финансовые институты, которые, в конечном счете, будут способствовать избавлению от экономического влияния Соединенных Штатов. После предложения отрезать Россию от системы платежей SWIFT, центробанк России объявил о том, что будет вести переговоры с другими странами блока БРИКС по созданию альтернативы. Чтобы снизить зависимость от Visa и MasterCard, Россия предприняла шаги к созданию собственной системы кредитных карт. И она продвигается вперёд в сторону создания банка развития БРИКС, который должен будет повторять функции Всемирного банка и МВФ.

Хотя ни одна из этих инициатив пока не увенчались успехом, это поднимает тревожащую возможность того, что для Соединенных Штатов это в какой-то момент затруднит проявление своей экономической воли. Уход России от торговли в долларах может сделать для США будущие санкции менее эффективными, поскольку транзакции в форме валютных свопов не требуют доступа к американской финансовой системе.

Принятие провала

Если США будут настаивать, что санкциям против России нужно больше времени, чтобы они начали работать, то цена за это будет продолжать расти, тогда как вероятность изменения поведения Кремля будет всё менее вероятной. Запад конечно должен ответить на авантюры Москвы, но делать это он должен по большей части другими методами.

Для начала, правительство Обамы должно сделать последнюю попытку получить какие-то выгоды от санкций, предложив снять наиболее обременительные ограничения на финансовый энергетический секторы взамен на реализацию Россией минских соглашений. Если предложение будет принято, это стало бы в лучшем случае небольшим успехом американской санкционной политики: минские соглашения в основном стали результатом упорной дипломатии французских и немецких лидеров, а американские санкции были нацелены на обеспечение не только мира на востоке Украины, но и безоговорочный уход России из Крыма. Однако учитывая прошлое нежелание Кремля договариваться, такое предложение наверняка было бы отвергнуто. В этом случае США должны сократить потери и в одностороннем порядке снять большинство санкций с России.

Также должны сыграть свою роль препятствующие военной модернизации России санкции. США и Европе не только стоит расширить долговременную заморозку активов и финансовые запреты на российских производителей оружия; они также должны принять новые запреты на импорт оружия из Западной Европы, вроде того случая, когда был отменён заказ французских Мистралей.

Далее американские дипломаты должны стремиться работать со своими российскими коллегами по вопросам, не связанным с кризисом на Украине. Соединенные Штаты и Россия сотрудничают по ядерной сделке с Ираном, и, несмотря на недавнее вмешательство России в Сирии, еще есть возможности для сотрудничества в прекращении в этой стране гражданской войны. Хотя Вашингтон и Москва расходятся во мнениях относительно будущего режима Асада, обе стороны заинтересованы в предотвращении роста ИГИЛ\ДАИШ и есть хорошая вероятность того, что две державы попытаются выработать многостороннее политическое решение сирийского кризиса. Участие России в этом и других, не касающихся Украины вопросов, позволит избежать дипломатической изоляции, таким образом отбив у России охоту к созданию или присоединению к альтернативным международным институтам.

Наконец, чтобы в долгосрочной перспективе сократить доходы российского государства, Вашингтон должен попытаться обеспечить Европу альтернативными источниками энергии. Даже при том, что Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире производителем нефти и природного газа, федеральный закон США в настоящее время запрещает экспорт сырой нефти, а Министерство энергетики требует особого разрешения на экспорт сжиженного природного газа. В октябре Палата представителей проголосовала за снятие этих ограничений, но президент пригрозил наложить вето на законопроект.

Трудно принять реальность того, что политика не сработала. К чести администрации Обамы, она сделала это с Кубой, возобновив дипломатические отношения, и с Ираном, предпочтя договариваться. Пришло время признать провал и с Россией. Поскольку высокая цена западных санкций не может быть оправдана ограниченным результатом, Соединенным Штатам было бы лучше попробовать политику с меньшими побочными эффектами и большими шансами на успех.

Эмма Эшфорд

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий