Глобальный новостной цикл стремительно меняется. Если в течение одной недели в мировых новостях доминирует Европа, тона следующей в центре внимания оказывается уже Ближний Восток. Хотя непосредственные вызовы, исходящие от обоих этих регионов имеют критически важное значение для международной безопасности, Соединенные Штаты не должны сосредотачиваться на краткосрочных проблемах в ущерб долгосрочным. Вашингтону не следует подменять стратегическое планирование кризисным управлением.
Эта дихотомия особенно уместна, учитывая тот факт, что России удается охватывать обе сферы, активное участие в текущих кризисах и инвестирование в будущие партнерские альянсы. Несмотря на возобновившиеся беспорядки в Европе и продолжающуюся нестабильность на Ближнем Востоке, американская политическая верхушка не может позволить себе игнорировать азиатско-тихоокеанский регион и растущую роль России в этой части планеты. Этот регион играет особую роль в мировой экономике, поскольку в нем сосредоточены наиболее динамично развивающиеся страны и проживает более половины населения Земли. Кроме того, здесь имеются как существующие так и потенциальные вызовы, требующие пристального внимания.
Имея в виду эти обстоятельства, Вашингтон осуществляет стратегическую ребалансировку, или «разворот на азиатско-тихоокеанский регион». Эта инициатива, целью которой является восстановление позиций США в этом наиболее динамичном регионе 21-го столетия, в большой степени носит военный характер, сочетая элементы сдерживания и меры по укреплению взаимоотношений США с главным игроком в азиатско-тихоокеанском регионе, Китаем.
Впрочем, в последнее время беспокойство американского политического руководства должны вызывать не только действия Китая. Россия формирует тесные военные, экономические и энергетические связи с Китаем и другими странами региона. Хотя это бурно развивающееся китайско-российское партнерство не является панацеей от проблем обеих стран, оно играет огромную роль, поскольку Москва обеспечивает себе как альтернативный рынок сбыта, так и политическое влияние, а Пекин противодействует нежеланию Соединенных Штатов пойти на изменения мирового порядка, которые были бы благоприятны для Китая. В свете образования этого нового альянса и стратегического разворота России на восток, азиатско-тихоокеанский регион становится источником новых вызовов, которые были еще не столь актуальны в тот момент, когда Соединенные Штаты впервые объявили о своей стратегии «разворота на Азию».
С точки зрения безопасности, Пекин и Москва предпринимают шаги, которые могут угрожать интересам Америки, а также ее союзников и партнеров. В частности, Россия играет ключевую роль в военной модернизации Китая, поставляя этой стране современные ракеты, радиолокационные и другие системы, способствующие росту возможностей Пекина в сфере создания «бесполётной зоны». В прошлом году две страны подписали соглашение о поставке зенитно-ракетных комплексов дальнего радиус действия С-400. Хотя подробности этой сделки неизвестны, она знаменует важнейший шаг в развитии их взаимоотношений: Китай станет первым зарубежным государством, которое получит российское сверхсовременное оружие. В течение многих лет Пекин безуспешно пытался приобрести комплексы С-400 и получал от российских чиновников отказ, обусловленный опасениями, связанными с прошлым печальным опытом так называемого «обратного проектирования» систем вооружений. Однако, в течение нескольких последних недель в российских средствах массовой информации появились сообщения о намерении Москвы поставить эти системы Китаю в ближайшие двенадцать или восемнадцать месяцев. Этот шаг вероятно вызовет тревогу у американских союзников, в частности у Японии, в связи с реальной угрозой создания в азиатско-тихоокеанском регионе «бесполетной зоны», которая к тому же резко увеличит потенциальные издержки Вашингтона по противодействию будущим агрессивным шагам Китая.
Укрепление китайско-российского альянса также является источником риска для способности Соединенных Штатов поддерживать свое экономическое и финансовое влияние в мире. Так, например, санкции, введенные Западом против России, оказали негативное воздействие на доступ к иностранному заемному капиталу, вынудив корпорации обращаться за финансовыми ресурсами к правительству, что истощило резервные фонды России. Китайско-российское сотрудничество в финансовой сфере способно нейтрализовать этот эффект. В 2014 году Москва и Пекин подписали соглашение о создании валютного свопа объемом в 24 миллиарда долларов. Этот шаг был направлен на снижение зависимости Москвы от американского доллара и расширение использования китайской валюты в международных расчетах. Еще один договор предусматривает финансирование Китаем российских компаний, испытывающих острую нехватку наличности, за счет сотрудничества между китайской корпорацией «Construction Bank Corporation» и Российским Фондом прямых инвестиций. Хотя китайские банки относительно неохотно идут на удовлетворение российского спроса на финансовые ресурсы, возможность для российских компаний обратиться к Китаю в случае необходимости за свежими капиталами может стать источником реска для влияния США на их союзников. В целом финансовое сотрудничество между двумя странами способствует ослаблению имиджа Соединенных Штатов, особенно это касается роли американского доллара на глобальных рынках.
Китайско-российский альянс и новые вызовы, которые от него исходят, определяют необходимость для США сосредоточить свое внимание на азиатско-тихоокеанском регионе и расширить меры по восстановлению равновесия. Вашингтон должен прежде всего сформировать четкую политику для максимально эффективного использования дипломатического, финансового и военного влияния Америки. Он должен видеть российскую агрессию не только за действиями Москвы в Европе или на Ближнем Востоке, но и за ее поведением в Азии. Этот шаг позволил бы всем государственным органам, от Министерства энергетики до Министерства обороны и Министерства юстиции предпринимать координированные действия по нейтрализации этих агрессивных шагов Москвы. Кроме того, это позволило бы Соединенным Штатам привлечь своих союзников и партнеров во всех трех регионах к трехстороннему и многостороннему диалогам. Российские интересы в азиатско-тихоокеанском регионе следует рассматривать как всего лишь один элемент в ее общей стратегии.
Сталкиваясь с растущим бременем, связанным с необходимостью выделения ресурсов и сил США, многие вашингтонские политики видят в азиатско-тихоокеанском регионе лишь один из многих регионов на земле, требующих внимания. Однако, динамизм событий в этом регионе и перспективы дальнейшего упрочения китайско-российских отношений могут превратиться в фактор, который окажет фундаментальное воздействие на международную экономику и глобальную стабильность в двадцать первом столетии. Инициатива США по восстановлению равновесия представляет собой уникальную возможность ответить на возникающие вызовы активными действиями. Вашингтон ни при каких обстоятельствах не должен упустить эту возможность.