Россия вынудила Америку снова совершить разворот к Азии

Глобальный новостной цикл стремительно меняется. Если в течение одной недели в мировых новостях доминирует Европа, тона следующей в центре внимания оказывается уже Ближний Восток. Хотя непосредственные вызовы, исходящие от обоих этих регионов имеют критически важное значение для международной безопасности, Соединенные Штаты не должны сосредотачиваться на краткосрочных проблемах в ущерб долгосрочным. Вашингтону не следует подменять стратегическое планирование кризисным управлением.

Xi Putin

Эта дихотомия особенно уместна, учитывая тот факт, что России удается охватывать обе сферы, активное участие в текущих кризисах и инвестирование в будущие партнерские альянсы. Несмотря на возобновившиеся беспорядки в Европе и продолжающуюся нестабильность на Ближнем Востоке, американская политическая верхушка не может позволить себе игнорировать азиатско-тихоокеанский регион и растущую роль России в этой части планеты. Этот регион играет особую роль в мировой экономике, поскольку в нем сосредоточены наиболее динамично развивающиеся страны и проживает более половины населения Земли. Кроме того, здесь имеются как существующие так и потенциальные вызовы, требующие пристального внимания.

Имея в виду эти обстоятельства, Вашингтон осуществляет стратегическую ребалансировку, или «разворот на азиатско-тихоокеанский регион». Эта инициатива, целью которой является восстановление позиций США в этом наиболее динамичном регионе 21-го столетия, в большой степени носит военный характер, сочетая элементы сдерживания и меры по укреплению взаимоотношений США с главным игроком в азиатско-тихоокеанском регионе, Китаем.

Впрочем, в последнее время беспокойство американского политического руководства должны вызывать не только действия Китая. Россия формирует тесные военные, экономические и энергетические связи с Китаем и другими странами региона. Хотя это бурно развивающееся китайско-российское партнерство не является панацеей от проблем обеих стран, оно играет огромную роль, поскольку Москва обеспечивает себе как альтернативный рынок сбыта, так и политическое влияние, а Пекин противодействует нежеланию Соединенных Штатов пойти на изменения мирового порядка, которые были бы благоприятны для Китая. В свете образования этого нового альянса и стратегического разворота России на восток, азиатско-тихоокеанский регион становится источником новых вызовов, которые были еще не столь актуальны в тот момент, когда Соединенные Штаты впервые объявили о своей стратегии «разворота на Азию».

С точки зрения безопасности, Пекин и Москва предпринимают шаги, которые могут угрожать интересам Америки, а также ее союзников и партнеров. В частности, Россия играет ключевую роль в военной модернизации Китая, поставляя этой стране современные ракеты, радиолокационные и другие системы, способствующие росту возможностей Пекина в сфере создания «бесполётной зоны». В прошлом году две страны подписали соглашение о поставке зенитно-ракетных комплексов дальнего радиус действия С-400. Хотя подробности этой сделки неизвестны, она знаменует важнейший шаг в развитии их взаимоотношений: Китай станет первым зарубежным государством, которое получит российское сверхсовременное оружие. В течение многих лет Пекин безуспешно пытался приобрести комплексы С-400 и получал от российских чиновников отказ, обусловленный опасениями, связанными с прошлым печальным опытом так называемого «обратного проектирования» систем вооружений. Однако, в течение нескольких последних недель в российских средствах массовой информации появились сообщения о намерении Москвы поставить эти системы Китаю в ближайшие двенадцать или восемнадцать месяцев. Этот шаг вероятно вызовет тревогу у американских союзников, в частности у Японии, в связи с реальной угрозой создания в азиатско-тихоокеанском регионе «бесполетной зоны», которая к тому же резко увеличит потенциальные издержки Вашингтона по противодействию будущим агрессивным шагам Китая.

Укрепление китайско-российского альянса также является источником риска для способности Соединенных Штатов поддерживать свое экономическое и финансовое влияние в мире. Так, например, санкции, введенные Западом против России, оказали негативное воздействие на доступ к иностранному заемному капиталу, вынудив корпорации обращаться за финансовыми ресурсами к правительству, что истощило резервные фонды России. Китайско-российское сотрудничество в финансовой сфере способно нейтрализовать этот эффект. В 2014 году Москва и Пекин подписали соглашение о создании валютного свопа объемом в 24 миллиарда долларов. Этот шаг был направлен на снижение зависимости Москвы от американского доллара и расширение использования китайской валюты в международных расчетах. Еще один договор предусматривает финансирование Китаем российских компаний, испытывающих острую нехватку наличности, за счет сотрудничества между китайской корпорацией «Construction Bank Corporation» и Российским Фондом прямых инвестиций. Хотя китайские банки относительно неохотно идут на удовлетворение российского спроса на финансовые ресурсы, возможность для российских компаний обратиться к Китаю в случае необходимости за свежими капиталами может стать источником реска для влияния США на их союзников. В целом финансовое сотрудничество между двумя странами способствует ослаблению имиджа Соединенных Штатов, особенно это касается роли американского доллара на глобальных рынках.

Китайско-российский альянс и новые вызовы, которые от него исходят, определяют необходимость для США сосредоточить свое внимание на азиатско-тихоокеанском регионе и расширить меры по восстановлению равновесия. Вашингтон должен прежде всего сформировать четкую политику для максимально эффективного использования дипломатического, финансового и военного влияния Америки. Он должен видеть российскую агрессию не только за действиями Москвы в Европе или на Ближнем Востоке, но и за ее поведением в Азии. Этот шаг позволил бы всем государственным органам, от Министерства энергетики до Министерства обороны и Министерства юстиции предпринимать координированные действия по нейтрализации этих агрессивных шагов Москвы. Кроме того, это позволило бы Соединенным Штатам привлечь своих союзников и партнеров во всех трех регионах к трехстороннему и многостороннему диалогам. Российские интересы в азиатско-тихоокеанском регионе следует рассматривать как всего лишь один элемент в ее общей стратегии.

Сталкиваясь с растущим бременем, связанным с необходимостью выделения ресурсов и сил США, многие вашингтонские политики видят в азиатско-тихоокеанском регионе лишь один из многих регионов на земле, требующих внимания. Однако, динамизм событий в этом регионе и перспективы дальнейшего упрочения китайско-российских отношений могут превратиться в фактор, который окажет фундаментальное воздействие на международную экономику и глобальную стабильность в двадцать первом столетии. Инициатива США по восстановлению равновесия представляет собой уникальную возможность ответить на возникающие вызовы активными действиями. Вашингтон ни при каких обстоятельствах не должен упустить эту возможность.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий