В Вашингтоне есть всеобщее согласие, что Россия представляет потенциальную угрозу геополитическим интересам США. Угроза исходит от стремления Владимира Путина изменить международный порядок, вернув своей стране положение великой державы на мировой арене, и его решительности в модернизации и укреплении мощи вооружённых сил России, направленных на достижении этой цели. Однако, у Запада нет единого мнения, как справиться с этой угрозой. Некоторые эксперты настаивают на необходимости проведения США и НАТО более жёсткой политики по сдерживанию авантюристических действий России, используя размещение войск альянса в Восточной Европе, поставляя летальные вооружения в Грузию и на Украину и начиная подготовку к развертыванию ядерных сил средней дальности в Европе.
Они говорят, что эти меры в сочетании с тяжёлым экономическим положением России усилят позиции той части бюрократического аппарата в Москве, которая выступает против авантюристической военной политики России.
Этот аргумент основан на фундаментальном непонимании того, как люди реагируют на угрозы. Сторонники такого подхода утверждают, что более глубокое осознание Россией опасности внешней угрозы приведёт руководство к выводу, что они не смогут воевать с США. И это якобы будет способствовать тому, что на ведущие роли в Кремле будут выдвигаться чиновники, выступающие за более тесное сотрудничество с Западом. Но гораздо более вероятен вариант, что в ответ россияне, чувствующие серьёзную угрозу, будут согласны затянуть потуже пояса, чтобы укрепить обороноспособность страны, несмотря на экономический кризис. Другими словами, чем агрессивней будет военная стратегия США и НАТО в отношении России, тем вероятней, что нынешнее российское руководство, получив огромную поддержку большинства населения, станет более несговорчивым.
Это не означает, что западные лидеры должны позволить России делать с соседями, что ей вздумается. Некоторые из мер по укреплению обороноспособности Восточной Европы в целях предотвращения дальнейших российских авантюр имеют большое значение — особенно те, которые связаны с увеличением численности обычных вооружений в восточноевропейских государствах-членах НАТО. Но у Запада не должно быть никаких иллюзий, что это ослабит сторонников агрессивной политики в России. Напротив, они, вероятно, укрепят свои позиции, что ещё больше усилит конфронтацию. В то же время, политика примирения в отношении России, скорее всего, будет интерпретирована как признак слабости, что стимулирует российское руководство к дальнейшей активным действиям за рубежом, если представится такая возможность.
Скорее всего, Запад ничего не сможет сделать, чтобы изменить отношения с Россией — до тех пор, пока у власти находится нынешний режим. Но в одном можно быть уверенным — рост понимания в России угроз со стороны Запада не сделает российских политиков сговорчивей. Западным лидерам это надо понимать, чтобы не заблуждаться в отношении шансов повлиять на внутреннюю политическую ситуацию в России, отражающуюся в воинственной внешней политике.
Западным политикам не стоит «перегибать палку»: как только руководство РФ поймёт, что экономическая борьба с США (Западом, если хотите) проиграна, оно предпримет (может предпринять) то единственное, что уравняет шансы, а именно — военную силу, вплоть до применения ядерного оружия (а что делать если нет выбора?! Вернее: если гибель и там и тут…). И вот тогда западным политикам нужно быть очень осторожными. Может статься, что к власти в России придёт человек, по сравнению с которым Путин покажется гением компромисса и гибкости…