Космическая ценовая война между Россией и SpaceX

space-price-war-between-russia-spacex

Американский капитализм против российского госкапитализма

Недавние меры, предпринятые Конгрессом США по ограничению использования российских ракетных двигателей в целях обеспечения национальной безопасности, произвели настоящую революцию в американской коммерческой программе космических исследований. Частные компании, такие как «SpaceX» и «Blue Origin», а также «Aerojet Rocketdyne» намерены предложить НАСА ракетные двигатели отечественного производства.

Тем временем, российский президент Владимир Путин только что упразднил российское Федеральное космическое агентство, заменив «Роскосмос» новой корпорацией, которая «будет самостоятельно разрабатывать новые космические корабли и осуществлять новые проекты».

Впрочем, те, кто подумал, что в российской космической отрасли состоялась победа капитализма, в корне неправы. В отличие от компании «SpaceX», которая является полностью частным предприятием, обновленный и модернизированный «Роскосмос» будет на сто процентов принадлежать российскому государству.

Видео: США: новые ракетные двигатели BE-4 не могут заменить российские RD-180

Установление полного контроля над космическими программами является, с точки зрения Путина, способом контроля издержек и предотвращения коррупции. Наиболее известным из подобных случаев был скандал 2014 года, когда определенные лица в руководстве «Роскосмоса» присвоили или растратили огромную сумму, около 1,8 миллиарда долларов. Впрочем, приведет ли реструктуризация к удешевлению российских космических исследований, как надеется вице-премьер Рогозин, пока неизвестно.

Чьи услуги дешевле

Итак, рассмотрим и сравним некоторые цифры. «SpaceX» публикует стоимость запуска ракеты непосредственно на главной странице своего вебсайта: 61,2 миллиона долларов за запуск одной обычной ракеты-носителя «Falcon-9» и 90 миллионов – за запуск новой модели «Falcon Heavy».

В то же время, компания ULA (совместное предприятие «Boeing» и «Lockheed Martin») практически не в состоянии предложить конкурентоспособную цену. Однажды, комментируя часто упоминаемый ценник «400 миллионов», который ULA выставила за один из своих запусков, президент «SpaceX» Гвинн Шотвелл однажды съязвил: «Я не понимаю, как можно построить ракету за 400 миллионов… Это секрет для меня, каким образом ULA ухитряется быть настолько дорогой».

Тем не менее, остальные конкуренты «SpaceX» в основном находятся «в той же лодке», что и ULA. В прошлом году во время слушаний в Конгрессе, посвященных теме затрат на космические полеты, конгрессмен из Калифорнии Лоретта Санчес рассказала о своей беседе с представителями французской «Arianespace» несколько лет назад: «Они говорили мне, что их затраты на запуск составляют около 200 миллионов долларов в эквиваленте. Они сказали, что ULA их не беспокоит, однако, не могла бы я избавиться от «SpaceX»? Потому что они стремились выбросить «SpaceX» из бизнеса!»

Видео: Удастся ли «SpaceX» вытеснить Россию из космического бизнеса?

Кстати, китайские официальные лица в недавнем интервью еженедельнику «Aviation Week» тоже жаловались, что «опубликованные на вебсайте «SpaceX» цены являются слишком низкими». Настолько низкими, что даже при цене на запуск ракеты китайского производства «Long March» в 70 тысяч долларов, «они не в состоянии конкурировать с американской компанией».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий