До сих пор нет свидетельств реальных успехов России в импортозамещении

Прежде чем оказаться отодвинутыми неолиберальными рыночными теориями сравнительных преимуществ в 1980-х и 1990-х годах, импортозамещение было доминирующей парадигмой экономического развития для большей части южных стран.

2744586_900

Если убрать политические и идеологические довески, приобретённые за последние семьдесят с лишним лет, импортозамещение является довольно простой идеей: вместо того, чтобы покупать дорогие товары с добавленной стоимостью из-за рубежа, страна должна развивать отечественное производство. Существуют различные способы достижения этой цели, которые варьируются по степени экономического вмешательства. Некоторые страны предпочли просто возвести тарифные барьеры, позволяя при этом внутреннему рынку сохранять основные черты свободного рынка. Другие пошли гораздо дальше к социализму и стали создавать подконтрольные государству компании.

Как и большинство методов экономического интервенционизма, импортозамещение замечательно работает в теории, но его очень трудно реализовать на практике. Государство не очень хорошо разбирается в том, какие секторы экономики необходимо защищать, а какие нет – гораздо в меньшей степени, чем в том, как строить, готовить персонал и запускать сложные промышленные производства. Так что, если в стране вдруг приступили к реализации ударных программ импортозамещения, там не стоит ожидать значительных успехов.

За последние два года на фоне обострения конфронтации с Западом правительство России попыталось стряхнуть пыль с «импортозамещения», которое, как отмечалось выше, было сравнительно малопонятным академическим термином, и превратило его в набившую оскомину  фразу. Чиновники высокого уровня начали повторять его по делу и без дела после того, как Владимир Путин рассказал о «2 тысячах 500 импортозамещающих проектах» и примерно 38 миллиардах долларов расходов на их поддержку. При этом российские государственные СМИ восторженно трубят о победах в борьбе с западными товарами.

Так действительно ли Россия добилась успехов в этой кампании? Это зависит от того, как определять успех. Ответ на вопрос – стали ли российские производители делать больше товаров? – однозначно нет. Промышленное производство в России не выросло в 2015 году: за весь год оно на самом деле упало на 3,4 процента. Учитывая огромное (почти на 40 процентов) снижение импорта за тот же период времени, это просто не правда, что российские предприятия готовы заполнить брешь, возникшую в результате сокращения поставок западных товаров.

Однако, учитывая, что ВВП России упал на 3,7 процентов, можно утверждать, что, поскольку производство развивалось чуть лучше, чем вся экономика в целом, кампанию импортозамещения нельзя считать полным провалом.

В более долгосрочной перспективе, возможно, что изложенная выше ситуация, изменится. Если рубль будет оставаться таким же слабым, как сейчас, в течение какого-то продолжительного промежутка времени, появятся убедительные экономические обоснования для промышленного развития (с более сильным рублём Россия просто не в состоянии экономически конкурировать в большинстве отраслей). Но до сих пор в стране всё, что касалось импортозамещения, не шло дальше разговоров.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий