Экономическая война России за рынки Ближнего Востока

Усиление российского военного присутствия в ближневосточном регионе происходит параллельно с ростом экономической активности, которая, впрочем, воспринимается как не более чем краткосрочные попытки извлечь выгоду из «отступления» Соединенных Штатов. С начала украинского кризиса в 2013 году Россия находится под действием санкций со стороны многих крупнейших стран Запада, введенных в наказание за ее действия на востоке страны. Москва стремится найти новые рынки сбыта для своих товаров, в частности для огромных запасов энергоносителей.

Valves and pipes are seen at a gas compressor station in the village of Boyarka
Подпись к изображению: Россия пытается найти новые рынки сбыта для своей продукции, в частности для огромных запасов энергоносителей

 

В попытках справиться с экономическим кризисом, в котором страна находится уже почти два года, Россия пытается увеличить экспорт халяльных продовольственных продуктов, а также активизировать реализацию инфраструктурных проектов в области энергетики, наряду с резко возросшими поставками военной техники странам ближневосточного региона.

«Это скорее выглядит как непродуманная и краткосрочная попытка продемонстрировать, что Москва вполне может обойтись без Запада, чем реальная долгосрочная стратегия выстраивания экономических связей», заявила в интервью турецкому информационному агентству «Анадолу» независимый эксперт в сфере энергетики и автор книги «За пределами Крыма» доктор Агния Гридас. Отмечая, что сельскохозяйственный и продовольственный сектор российской экономики находится не в лучшей форме, Гридас заявила, что было бы удивительно, если бы России удалось в ближайшем будущем существенно увеличить производство халяльных продуктов для экспорта. «Хотя некоторые ближневосточные режимы, возможно, поддерживают усилия России по обеспечению стабильности в Сирии, их долгосрочные интересы не совпадают», сказала она.

Согласно данным российского Министерства экономического развития, рост производства сельскохозяйственной продукции составил в 2015 году 1,1 процента против 3,7 процента в 2014-м.

Еще один эксперт, ведущий эксперт вашингтонского Института ближневосточных исследований доктор Мурхаф Джуэджати подчеркнул, что Москва стремится воспользоваться возможностью вернуться на Ближний Восток на фоне очевидного «ухода» Америки из этого региона при администрации президента Барака Обамы.

Подчеркивая, что отношения между США и Саудовской Аравией начали портиться с момента отстранения от власти президента Хосни Мубарака в Египте, а после недавней ядерной сделки с Ираном они еще более осложнились, Мурхаф Джуэджати считает, что открытие рынков Саудовской Аравии и других стран для российских товаров можно интерпретировать как сигнал Вашингтону. «Эти страны стараются не держать свои яйца в одной корзине», говорит он, имея в виду, что они не желают оставаться слишком зависимыми от поддержки США.

Саудовские чиновники яростно, с пеной у рта, поддерживали бывшего президента Египта Хосни Мубарака во время революции 2011 года, а позже бывший посол Саудовской Аравии в Соединенных Штатах принц Бандар бин-Султан критиковал ядерное соглашение с Ираном и заявлял, что она представляет собой точное повторение сделки, заключенной между бывшим президентом США Биллом Клинтоном и Северной Кореей.

Эксперт в области энергетики Ближнего Востока в Оксфордском университете Джастин Дергин считает, что хотя российские военные действия в ближневосточном регионе развиваются параллельно с усилением экономических интересов и дополняют друг друга, они не являются основным драйвером экономических планов России в регионе.

«Российские военные действия имеют гораздо большее отношение к противодействию западной стратегии в регионе, которую Москва считает дестабилизирующей. Например, запад поддержал сирийскую оппозицию в ее стремлении к смене режима, что Россия воспринимает как прямую угрозу, поскольку эта политика может в будущем быть применена и в России».

Проводя параллель между мощной российской кампанией по борьбе против ДАИШ и поддержкой своих союзников во время конфликта с возобновлением некоторых совместных проектов, Дергин заявил, что несмотря на поддержку Москвой сирийского правительства, ее роль в целом рассматривается странами региона позитивно.

«Российское влияние в ближневосточном регионе находится сегодня на самом высоком уровне со времен распада Советского Союза, и хотя американское оружие по-прежнему является наиболее востребованным, наблюдается резкий рост продаж российских вооружений, объем которых составляет около 30 процентов общего объема военных закупок правительств ближневосточных стран», сказал Дергин.

В соответствии с недавними данными стокгольмского Института исследования проблем мира, Россия вошла в список крупнейших экспортеров вооружений. За последние пять лет ее доля составила 25 процентов от общего объема продаж. В то же время, импорт оружия ближневосточными странами за те же пять лет возрос на 61 процент, в основном за счет роста военных расходов Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Египта.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий