Спустя два столетия после начала «Большой Игры» за доминирование в Центральной Азии, начало которой положило заключение в 1813 году российско-персидского соглашения, Вашингтон сегодня предпринимает меры по расширению своего военного присутствия в странах так называемого «мягкого подбрюшья» России, на этот раз под предлогом «контртеррористического сотрудничества» с Таджикистаном и его соседями.
В прошлом месяце Пентагон озвучил свои планы выделения 50 миллионов долларов на военную помощь странам Центральной Азии, главным образом – Таджикистану, для «противодействия угрозам, исходящим от движения Талибан, группировки ДАИШ и других террористических организаций в регионе, а также для обеспечения стабильности в стране». Эта помощь должна также открыть для Америки двери к военному присутствию в Центральной Азии путем организации «взаимодействия и сотрудничества» с вооруженными силами региональных партнеров.
Упомянутая программа появилась в тот момент, когда Соединенные Штаты и НАТО стремятся любой ценой нейтрализовать влияние Москвы, выделяя миллиарды долларов в виде помощи соседям России, от балтийских стран до Украины и Грузии, а также активизируя военно-морские маневры в Черном море. Объявление Пентагона последовало за визитом в прошлом ноябре госсекретаря США Джона Керри в Таджикистан и другие бывшие советские республики в этом регионе, в ходе которого он обещал им «содействие в сфере безопасности со стороны Соединенных Штатов».
Нынешний шаг представляет собой первое расширение американской военной помощи странам Центральной Азии после профинансированной Пентагоном в 2012-2013 годах программы обучения сил специального назначения в Кыргызстане и Таджикистане. Та операция операция, официальной целью которой была борьба с распространением наркотиков, подверглась жесткой критике экспертов, отмечавших, что она привела лишь к уничтожению конкурентов крупнейших структур, контролирующих наркотрафик в стране, во главе которых тайно стоят высокопоставленные политики и государственные чиновники.
Новая программа военной помощи, если она будет одобрена Конгрессом, нацелена на компенсацию потерь, которые понес Вашингтон в этом регионе в 2014 году. Правительство Кыргызстана тогда закрыло крупную военную авиабазу США, вовлеченную в получившие широкую известность коррупционные отношения с бывшим президентом страны. Кроме того, Кыргызстан присоединился к Евразийскому экономическому союзу, включающему Россию, и аннулировал соглашение о военной помощи с Вашингтоном.
Впрочем, на благосклонность Таджикистана претендуют не только Соединенные Штаты. Начальник генштаба вооруженных сил Пакистана генерал Рахил Шариф встречался в начале марта с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, чтобы обсудить «сотрудничество между вооруженными силами и правоохранительными структурами Таджикистана и Пакистана в борьбе против современных вызовов и угроз, включая терроризм, экстремизм и распространение наркотиков».
Визит Шарифа состоялся лишь день спустя после того, как министр обороны Китайской Народной Республики Чан Ваньцюань заявил президенту Рахмону о готовности Пекина «активизировать военное и контртеррористическое сотрудничество с Таджикистаном».
Таджикистан является членом Шанхайской организации сотрудничества, что способствует координации действий в военной сфере и обмену разведданными с Китаем, Россией и другими странами ШОС. Кроме того, Таджикистан является ключевой транзитной страной на пути гигантского газопровода, который должен соединить Туркменистан с Китаем. Китай давно вынашивает планы, в соответствии с которыми Таджикистан может превратиться в первое связующее звено торгового маршрута из Китая в Европу, получившего название «Экономический пояс Шелкового Пути».
На сегодняшний день Россия по-прежнему сохраняет мощнейшее военное присутствие в Таджикистане. Здесь размещено несколько тысяч российских военнослужащих для обеспечения безопасности южной границы страны. Недавно Москва ассигновала 1,2 миллиарда долларов на обучение и оснащение армии Таджикистана. В ближайшие дни запланировано начать крупные совместные военные учения. Россия надеется не допустить проникновения исламистских мятежников из Афганистана и дестабилизации мусульманских стран вблизи южных границ России.
Все без исключения страны, «обхаживающие» Таджикистан, закрывают глаза на коррупцию и жестокость здешнего режима, который даже российские медиа-источники называют «все более тоталитарным». В нынешнем мае избиратели в Таджикистане почти наверняка выскажут свое одобрение на референдуме, который объявит президента Рахмона «Лидером нации», что предусматривает исключение из Конституции нормы, ограничивающей президентское правление двумя сроками.
Правозащитные организации «Human Rights Watch» и «Norwegian Helsinki Committee» в феврале выдвигали обвинения в адрес правительства Эмомали Рахмона в связи с «арестами, лишением свободы и пытками представителей мирной политической оппозиции в стране» и даже похищениями критиков режима, живущих за границей.
Один из критиков режима Рахмона был убит в Стамбуле, другой – захвачен в Москве, где он жил уже десять лет, и отправлен самолетом на родину, где ему предстоял 13-летний срок тюремного заключения.
По словам одного старшего сотрудника «Human Rights Watch», «Таджикистан сегодня находится в центре самого тяжелого политического и религиозного конфликта с момента окончания гражданской войны в этой стране», которая унесла около 100 тысяч человеческих жизней в середине 1990-х годов. «Сотни людей оказались за решеткой по единственной причине – они участвовали в деятельности мирной политической оппозиции. Кризис в области прав человека в Таджикистане разрастается день ото дня, однако реакция со стороны Вашингтона, Брюсселя и других международных партнеров практически отсутствует.
Правозащитные организации призывали администрацию Обамы без всякого промедления «отнести Таджикистан к странам «вызывающим особую тревогу» согласно Международному акту о свободе религии, за его систематическое, продолжающееся и вопиющее нарушение религиозных и политических свобод».
Однако, до сих пор планы Пентагона по развитию «контртеррористического партнерства» явно перевешивают обеспокоенность правами человека в Вашингтоне. И Европейский союз, очевидно, также надеется вырвать Таджикистан из сферы влияния России, выделяя 251 миллион евро на нужды развития страны.
Для миллионов людей, страдающих от коррумпированных репрессивных режимов в Таджикистане и других «станах» Центральной Азии, такое вмешательство означает увековечивание «Большой Игры», которую иностранные державы ведут уже два века, не считаясь с их интересами. Что же касается США, продолжение бессмысленного военного соперничества с Россией в столь отдаленных странах является не только контрпродуктивным, но и бесчеловечным. Пришло время, когда Вашингтон должен, наконец, прекратить «Большую Игру».