Китай, Россия и европейское «Междуморье»

Геополитическая инициатива Китая, призванная вернуть к жизни древние артерии Великого Шелкового Пути по всему европейскому континенту, дает первые побочные эффекты. Дело в том, что потенциальная интеграция пекинской инициативы «Один пояс, один путь» с региональной инфраструктурной схемой Центральной и Восточной Европы может оказать существенное влияние на изменение баланса сил в Евразии.

Подпись к изображению: Древний Шелковый Путь, новая эра евразийской геополитики
Подпись к изображению: Древний Шелковый Путь, новая эра евразийской геополитики

Пекин исходит из того, что евразийская суша представляет собой «единое целое» и что Центральная и Восточная Европа играют важную роль в его стратегии, направленной на соединение китайского восточного побережья и Западной Европы с помощью сухопутных и морских маршрутов.

В соответствии с этим представлением 23 февраля в ходе встречи в Загребе с хорватским премьер-министром Тихомиром Орешковичем, представители китайского Государственного комитета по национальному развитию и реформам подчеркнули, что Китай заинтересован в интеграции проектов «Адриатика-Балтика-Черное море» и «Один пояс, один путь».

Инициатива «Адриатика-Балтика-Черное море» впервые была озвучена хорватским президентом Колиндой Грабар-Китарович в сентябре 2015 года. С ее точки зрения, проект должен служить платформой для активизации сотрудничества в политической и экономической сфере, а также в области национальной безопасности между 12 странами Евросоюза, расположенными в Центральной и Восточной Европе.

В частности, этот предложенный Хорватией план региональной интеграции направлен на продвижение конкретных проектов инфраструктурного развития, призванных укрепить торговые связи и энергетическую независимость восточного фланга ЕС и НАТО.

Когда в октябре прошлого года китайский президент Си Цзиньпин вел переговоры с Колиндой Китарович в Пекине, он выразил свое одобрение инициативе «Адриатика- Балтика-Черное море», подчеркнув, что развитие коридора «север-юг» в Европе, основанное на использовании портов адриатических и балтийских стран, дополняет китайскую стратегию «Нового Шелкового Пути».

Междуморье

Пекин может воспользоваться выгодным положением адриатических, балтийских и черноморских портов, чтобы связать свой «Экономический пояс Шелкового Пути» и «Морской Шелковый путь 21 века», сухопутную и морскую программы проекта «Один пояс, один путь», меридианальным коридором смешанных перевозок в сердце Европы.

Китарович постоянно повторяет, что этот проект не направлен против России. Однако, достаточно взглянуть на карту Европы, чтобы убедиться, что все именно так, и по-другому быть не может.

Инициатива «Адриатика- Балтика-Черное море» имеет много общих черт с «Междуморьем» (или «сушей между морями»), альянсом государств от Балтики до Черного моря, потенциально включая Балканы, который в 1920-х и 1930-х годах тщетно пытался создать польский лидер Йозеф Пилсудский с целью противодействия германскому и российскому экспансионизму.

Сегодня польский президент Анджей Дуда вернулся к геополитической идее Пилсудского, публично призывая к созданию современного «Междуморья», которое в главном совпадает с блоком государств, входящих в инициативу «Адриатика-Балтика-Черное море».

Россия будет неизбежно противиться любым шагам, ведущим к укреплению сотрудничества между странами Центральной и Восточной Европы, воспринимая их как усилие отделить российскую территорию от Западной Европы. Однако, проблема для Кремля состоит в том, что сегодня, в отличие от периода между двумя мировыми войнами прошлого века, существует еще и Китай, действующий как определяющий фактор в создании этого интеграционного объединения.

Сотрудничество Китая со странами Центральной и Восточной Европы (так называемый альянс Китай + 16) основывается с одной стороны на его недавнем присоединении к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а с другой – на его стремлении добиться синергического эффекта между проектом «Один пояс, один путь» и 393-миллиардным инвестиционным планом Европейского союза.

В частности, Пекин и Брюссель сосредоточены на укреплении инфраструктурных связей путем создания китайско-европейской связующей платформы.

Балтийский регион

В конечном итоге Китай и Европейский союз намерены создать коридоры между Транс-Европейской транспортной сетью (TEN-T), планом Брюсселя по развитию и модернизации транспортной системы Европы, и проектом «Один пояс, один путь». Инициатива «Адриатика- Балтика-Черное море» может удачно вписаться в этот китайско-европейский инфраструктурный механизм.

Во время визита в Латвию 19 февраля вице-председатель Государственного комитета по национальному развитию и реформам КНР Нин Цзичже озвучил заинтересованность его правительства в развитии контейнерных перевозок из Китая в балтийский регион и Северную Европу, а также инвестиций в проект модернизации железных дорог «Rail Baltica» и морской порт латвийской столицы Риги.

«Rail Baltica» — это проект скоростной железной дороги в рамках инициативы TEN-T, которая свяжет Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву и Польшу, с перспективным включением Германии. Рижский морской порт выступит в качестве северной оконечности планируемого Балтийско-Адриатического коридора, еще одной артерии TEN-T.

Таким образом, Китай делает серьезный упор на балтийские порты, что также подтверждается намерением «China Merchants Group», многопрофильного государственного конгломерата, расположенного в Гонконге, расширить существующий морской порт в литовской Клайпеде и превратить его в новый транспортно-логистический центр в рамках схемы «Один пояс, один путь».

Китайские планы модернизации клайпедского порта следует рассматривать в сочетании с заинтересованностью Пекина в расширении хорватского порта в Риеке, самой южной точке проекта «Адриатика-Балтика-Черное море», и, что еще более важно, с потенциальным соединением «железнодорожного Шелкового пути» с побережьем Балтики.

«Железнодорожный Шелковый путь» представляет собой экспресс-магистраль «суша-море», соединяющую украинский черноморский порт Ильичевск с Западным Китаем через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Эта Евро-Азиатская транспортная магистраль действует с января нынешнего года и имеет существенное стратегическое значение, учитывая, что она проходит в обход территории России.

Ослабление России

Украина в настоящее время ведет переговоры с Литвой и Беларусью по вопросу о соединении «железнодорожного Шелкового Пути» с портом Клайпеды. Если трем странам удастся осуществить этот проект, Россия безусловно утратит статус транзитного пространства для китайско-европейской торговли.

Китайские усилия по вовлечению стран Центральной и Восточной Европы в свою стратегию «Шелкового Пути» потенциально способны привести к дальнейшему ослаблению влияния России в западном ближнем зарубежье.

Поскольку Москва практически не располагает средствами, чтобы остановить сотрудничество Пекина с постсоветскими странами в Европе, единственной ее надеждой остается то, что традиционное взаимное недоверие между потенциальными участниками, в сочетании с их ожесточенным соперничеством в борьбе за китайские финансовые ресурсы и инвестиции может похоронить инициативу «Адриатика-Балтика-Черное море», как и любые другие перспективы альянса в духе «Междуморья».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий