Скорее «медведь» чем «орел»: Россия перехватила у США лидерство в сирийском урегулировании

Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты не могут вести войну против ДАИШ, не принимая во внимание всех сложных перипетий сирийского конфликта. В сложившейся обстановке администрация США должна не только решать задачи, связанные с ослаблением и разгромом этой террористической организации, но и сформировать политику, которая будет способствовать восстановлению стабильности на всей территории сирийского государства.

Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу
Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу

 

Для этого необходимы дипломатические усилия по взаимодействию со всеми ключевыми игроками ближневосточного региона. С позиции Америки, России и Ирану нельзя позволить захватить дипломатическое первенство и занять лидирующие позиции. Соединенные Штаты должны сформировать четкую интегрированную стратегию, которая обеспечила бы им ведущую роль во всех дипломатических дискуссиях относительно потенциальных политических решений. Увы, на сегодняшний день это вовсе не так. Этот новый подход потребует более активного взаимодействия с различными игроками, как сирийскими, так и зарубежными, с целью расширить возможности для дальнейших перемен.

Без включения России в эту стратегию, планы Запада скорее всего обречены на провал, а Америка может оказаться втянутой в затяжную и хаотическую гибридную войну. Когда стало окончательно ясно, что сирийский лидер Башар аль-Асад не намерен добровольно уйти от власти, американские стратеги не сумели разработать альтернативную стратегию достижения своих целей. Сегодня очевидно, что Сирия превращается в геополитический Чернобыль, источник распространения насилия и фанатизма по всему региону. Если группировка ДАИШ будет уничтожена, любая новая стратегия должна быть направлена на немедленное сокращение насилия в стране за чет координации перемирия между всеми сторонами. Однако, некоторая сложность состоит в определении политической цены, которую придется заплатить за разгром ДАИШ.

Американская политическая и военная летаргия в Сирии, судя по всему, стала результатом отсутствия какой-либо последовательной стратегии, в рамках которой можно было осуществлять эффективное вмешательство в конфликт. Сохранение такой ситуации является недопустимым, поскольку Соединенные Штаты должны предотвратить дальнейшее расползание сирийского кризиса по региону, которое стало причиной нынешнего миграционного кризиса в Европе. Сегодня европейские союзники США вынуждены противостоять этой масштабной потенциальной угрозе. Соединенные Штаты и Европейский союз должны использовать комбинацию наступательных военных инициатив и широкого спектра дипломатических методов для обеспечения взаимодействия со всеми крупными региональными силами. Соединенным Штатам необходимо заставить Саудовскую Аравию, Катар и Турцию прекратить финансовую и военную помощь тем повстанческим группировкам, которые они поддерживают в Ираке и Сирии. Евросоюз и США могут применить комплексную стратегию, включающую оружейное эмбарго, экономические санкции и стимулы, а также удары с воздуха.

Принимая во внимание обостренное чувство национального достоинства России, сотрудничество возможно в форме параллельной работы, координированных авиаударов и других действий для достижения максимального эффекта военных операций против ДАИШ. В апреле министр иностранных дел России Лавров назвал эту организацию «главной сегодняшней угрозой» для России. Джихадисты, проживающие на территории российского Северного Кавказа принесли клятву верности ДАИШ и объявили свои регионы частью халифата Исламского государства. Россия обеспокоена тем, что режим Башара аль-Асада может быть в случае свержения заменен худшей из исламистских сил. Распад государственности в Ливии и Ираке приводится Москвой в качестве аргумента, подтверждающего обоснованность ее опасений. Америка должна использовать эту общую тревогу для стимулирования более активного сотрудничества России и Европейского союза. Такой подход предоставил бы США возможность формирования новой дипломатической линии, установления доброжелательных отношений с Россией и оказания общего позитивного влияния на развитие ситуации. Однако, следует с сожалением признать, что до сих пор ничего подобного не произошло.

Бывший заместитель директора ЦРУ Майкл Моррел заявил, что любая стратегия обязательно должна включать в себя сотрудничество с сирийским президентом Башаром аль-Асадом и Россией. Это объясняется тем, что гибридная война против России не отвечает интересам Америки, поскольку не будет способствовать уничтожению террористических группировок, а именно это является наиболее важной задачей в краткосрочной перспективе. Приоритетом для всех сторон в настоящее время должен быть полный разгром сил ДАИШ и их союзников. Сегодня уже всем ясно, что группировка ДАИШ способна наносить удары по Евросоюзу и имеет подобные планы относительно Соединенных Штатов. Что касается вопроса о том, должен ли быть отстранен от власти президент Асад, к нему можно было бы вернуться после ликвидации угрозы, исходящей от ДАИШ.

Необходимость борьбы против радикального исламизма безусловно поддерживают Евросоюз, Россия и даже Китай. На основе этой общности взглядов и настроений можно начать формирование новых, более эффективных дипломатических отношений. В то время как отдельные страны могут осуществлять непосредственные военные действия, многие другие способны помочь в финансовом отношении, обеспечивая материальные потребности кампании или создавая препятствия для  деятельности финансовой сети ДАИШ. После многочисленных кровопролитных террористических актов во Франции и Бельгии, у Европейского союза просто не остается времени, и он должен как можно скорее выдвинуть новые идеи. В то же время США должны побороть свою беспомощность, связанную с хроническим отсутствием достойных партнеров в Сирии, как в дипломатическом, так и в военном отношении. Слишком много времени и ресурсов уже истрачены впустую. Кроме того, это дополнительно ухудшает имидж Вашингтона, создавая впечатление нерешительности или даже бессилия.

Непрерывный дипломатический диалог должен быть посвящен реальным и достижимым целям, привлекательных для многих стран. В настоящий момент большинство стран согласны с тем, что группировка ДАИШ должна быть уничтожена. Однако, Соединенные Штаты не должны позволить России сохранить за собой лидерство в военном и дипломатическом аспектах. Вашингтон должен играть главную роль во всех региональных переговорах высокого уровня, однако, на сегодняшний день это не так. Нынешняя вялая и непоследовательная американская стратегия должна быть полностью пересмотрена. Ближний Восток должен понять, что Америка в любом случае будет стоять за каждым политическим решением в регионе, каким бы оно ни было. Об этом следует напомнить Ирану в связи с его недавними проявлениями политической и военной активности.

В настоящий момент у Евросоюза отсутствует единое руководство, способное санкционировать решения и обеспечивать своевременные действия. Иногда обсуждения срочных решений занимает у европейских властных структур слишком много времени. После недавних терактов в Париже и Брюсселе способность НАТО действовать в соответствии со своими обязательствами ставится под сомнение. Если она не будет доказана в ближайшее время, некоторые из  главных европейских партнеров США могут обратить свои взгляды к России в качестве стратегического партнера. Например, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон открыто предлагает компромисс в отношении будущего сирийского президента Башара аль-Асада в обмен на помощь Москвы в разгроме ДАИШ. Французский президент Франсуа Олланд намерен посетить в ближайшее время не только Вашингтон, но и Москву с целью обсуждения путей активизации международного сотрудничества в борьбе против ДАИШ.

Соединенные Штаты должны действовать таким образом, чтобы не уступить России лидерство в международной борьбе против терроризма. Путин с большой охотой готов воспользоваться тем вакуумом влияния, который оставили США в Сирии и Ираке. Ни Франция ни Британия не способны в одиночку ликвидировать угрозы внутреннего и международного терроризма. Они сегодня на горьком опыте убедились, что нуждаются во внешней помощи для решения этой тяжелейшей проблемы. Вопрос лишь в том, кто окажет им столь остро необходимую помощь в нужный момент: Америка или Россия. С некоторой тревогой приходится констатировать, что сегодня ответ на этот вопрос, судя по всему, скорее «медведь», чем «орел».

Автор, Ненад Дрка  – гражданский сотрудник Министерства обороны США, бывший военный переводчик, лингвист, специализирующийся в переводах с трёх языков, эксперт в области деятельности спецслужб

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Скорее «медведь» чем «орел»: Россия перехватила у США лидерство в сирийском урегулировании”

Добавить комментарий