Ожидания Западом от России прогресса в украинских переговорах

Недавнее объявление России об окончании военных операций в Сирии, каким бы сомнительным и уклончивым оно ни было, заслуживает внимания, учитывая взаимосвязь между переговорами по сирийскому конфликту и кризису в Восточной Украине. В последнее время наблюдается заметный всплеск дипломатической активности между Россией и Соединенными Штатами. Так, 23 марта госсекретарь США Джон Керри посетил Москву, где встречался с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным. В ходе этой встречи обсуждались как сирийская, так и украинская проблемы, причем Керри призвал в равной мере Москву и Киев предпринять дополнительные усилия для реализации минских протоколов и урегулирования украинского кризиса.

Подпись к изображению: Российский президент Владимир Путин, возможно, готов пойти на уступки в переговорах по украинскому урегулированию ради отмены экономических санкций Европейского союзаrussia-ukraine

Судя по всему, для России сейчас усиливается стимул  к улучшению климата в переговорах по украинскому кризису. В июле Европейский союз будет пересматривать свои санкции в отношении России. В условиях низких цен на энергоносители, оказывающих давление на российскую экономику, Москву, без сомнения, обрадовала бы отмена санкций, ограничивающих ее торговые и инвестиционные возможности взаимодействия с Западом. В свете нынешней готовности России к сокращению военного присутствия в Сирии и продвижению переговоров об окончании гражданской войны в этой стране, Москва может занять подобную позицию и в украинских переговорах в преддверие голосования в Брюсселе.

Разумеется, роль России в обоих упомянутых конфликтах кардинально различается. Так, например, в отличие от Сирии, российское военное присутствие и поддержка сепаратистов на востоке Украины носят неофициальный характер. Помимо этого, украинский конфликт значительно более тесно связан с национальными интересами России, и в этом смысле представляет для Москвы важную стратегическую проблему. Поскольку Россия традиционно отдавала приоритет интересам безопасности перед экономическими соображениями когда речь заходила о ее ближнем зарубежье, экономическая слабость отнюдь не гарантирует, что Москва покорится Западу в отношении Украины. Тем не менее, она может существенно смягчить свою позицию в украинских переговорах, чтобы добиться уступок со стороны Запада. Существует несколько направлений, по которым можно ожидать более миролюбивого подхода со стороны Москвы.

Ключевым условием минских протоколов является прекращение любых военных действий и отвод всех иностранных вооруженных сил, включая российские, из Восточной Украины. Несмотря на официальные опровержения, Россия сохраняет военное присутствие в отколовшихся украинских регионах. Москва по-прежнему направляет туда военнослужащих и материально-технические ресурсы, согласно сообщениям многочисленных источников на местах, в местных СМИ и социальных сетях. Косвенно это подтверждается тем, что в последние месяцы военные действия, включая артиллерийский обстрел, между сепаратистами и украинскими силами безопасности несколько активизировались.

Однако, любые признаки сокращения поставок и военного присутствия России в районах, контролируемых сепаратистами, могли бы означать готовность Москвы к компромиссу с Украиной и Западом. Впрочем, даже если Москва и пошла бы на подобные шаги, российские вооруженные силы могли бы быстро вернуться в Восточную Украину в случае, если бы ответные политические уступки, например, предоставление автономии Донбассу со стороны Киева или снятие санкций Европейского союза, не реализовались бы на практике. В любом случае, вывод российских военнослужащих с территории Восточной Украины, даже временный, мог бы подтолкнуть Европу к отмене экономических санкций против России, особенно учитывая тот факт, что некоторые страны ЕС колеблются в отношении своей позиции по этому вопросу.

Еще одним ключевым пунктом, предусмотренным минскими соглашениями, является передача контроля границы между Россией и сепаратистскими территориями Украине и предоставление наблюдателям из Организации сотрудничества и безопасности в Европе (ОБСЕ) полного доступа на эти территории. Хотя ОБСЕ, имеющая постоянное представительство в Донецке и Гуково, имеет возможность посещать некоторые пограничные пункты, в других пограничных районах ей разрешено лишь патрулирование. Донецкая народная республика и Луганская народная республика не предоставили наблюдателям ОБСЕ доступа к части пограничной территории, например, Саур-Могила Новоазовский район в Донецкой области и район Красный Луч в Луганской области, то есть к точкам, где российские грузы предположительно пересекают границу.

Расширение присутствия ОБСЕ и доступ к пограничным блокпостам могли бы угрожать перемещению российских грузов и военнослужащих. Именно этим, по всей вероятности, объясняется непреклонность Москвы по этому вопросу до настоящего времени. Однако если Россия и сепаратисты предоставят ОБСЕ расширенный доступ к пограничным переходам (в частности, упомянутым точкам пересечения границы российскими грузами), это может стать важным этапом достижения компромисса по проблемам безопасности.

И, наконец, в последнее время заметны признаки того, что Россия пытается консолидировать власть в Донецкой народной республики в руках Дениса Пушилина, спикера парламента, в то же время оттесняя других лидеров, возможно, менее склонных действовать в соответствии с линией Москвы. Среди этих лидеров можно назвать секретаря Совета безопасности Александра Ходаковского, главного соперника и критика премьер-министра Александра Захарченко, а также лидера боевиков под псевдонимом Гиви, который, будучи умелым и эффективным командиром, не проявил в свое время дипломатических способностей в ходе военных переговоров с украинскими командирами в ходе боев за аэропорт Донецка.

Консолидация власти в сепаратистских образованиях и оттеснение мятежных элементов, таких как Ходаковский и Гиви, может позитивно сказаться на возможностях России в случае необходимости свернуть свои военные операции в Восточной Украине. С другой стороны, это также может облегчить их активизацию в Донбассе. Однако, какой бы сценарий ни выбрала Москва, укрепление власти в этих регионах позволит России усмирить недовольных и усилить свой контроль над любыми событиями в Восточной Украине.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0