Рэйчел Марсден: Россия и Америка должны объединиться против саудо-китайского альянса

Если роль Центрального разведывательного управления заключается в том, чтобы тайно защищать экономические и политические интересы Соединенных Штатов, существует страна, которая в настоящее время должна восприниматься ЦРУ как источник особого разочарования и обеспокоенности: Саудовская Аравия. В сущности, если существует хоть один вопрос, по которому Америка и Россия могут потенциально прийти к консенсусу, это ущерб, который Саудовская Аравия в последнее время наносит национальной и экономической безопасности обеих стран.

0890

Возьмем, например, ситуацию в Сирии. Операция ЦРУ по обучению сирийских повстанцев, по информации «New York Times», проходит под кодовым названием «Timber Sycamore». Предполагалось, что все будет несложно: снабдить саудитов оружием и профинансировать некоторых независимых «подрядчиков» с целью свергнуть сирийского президента Башара аль-Асада. ЦРУ тайно проводит инструктаж и обучение. Асад лишается власти, а на его месте оказывается лидер, более дружественный по отношению к интересам США, Саудовской Аравии и Катара. И, наконец, Россия в результате лишается опоры своего присутствия в ближневосточном регионе.

Одним словом, простой и изящный план. За исключением того, что он попросту не сработал. Вместо этого, России пришлось вмешаться и ликвидировать весь образовавшийся бардак. Это дает сегодня Москве мощные рычаги влияния в регионе и обеспечивает ей значительный моральный авторитет в дискуссии о политическом будущем сирийского руководства за столом международных переговоров.

«Мы считаем, что российское вмешательство в Сирии является крайне опасным, поскольку оно ведет к обострению конфликта», заявил саудовский министр иностранных дел Адель аль-Джубейр. Вообще-то, к обострению конфликта вело именно финансирование со стороны Саудовской Аравии. Можно сказать, без этих денег идея самопровозглашенного халифата «Исламского государства» захлебнулась бы, не пережив инкубационного периода.

Хотите знать, что еще усиливает конфликт? Тот факт, что руководство Саудовской Аравии оказалось далеко не столь щедрым, как канцлер Германии Ангела Меркель, принимающая гигантское количество мигрантов, бегущих от этого конфликта.

Тем временем, Москву уже давно раздражало, что саудиты финансируют чеченских террористов, действующих на российском Северном Кавказе. За несколько месяцев до объявления в 2014 году о смерти лидера чеченских террористов Доку Умарова, источник в российских разведслужбах подтвердил, что Умаров был захвачен силами специального назначения и написал признание о том, что получал средства от «определенных стран Персидского залива» для финансирования террористических операций. Само собой разумеется, нам следует просто проигнорировать тот факт, что 15 из 19 террористов, участвовавших в атаке на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, были саудитами.

Продолжающееся много лет «бодание» между Россией и Соединенными Штатами по поводу Саудовской Аравии обусловлено тем, что на пике холодной войны, в период правления администрации Рональда Рейгана, Америка рассматривала Саудовскую Аравию как инструмент сдерживания советской угрозы. Рейган убедил саудитов затопить нефтяной рынок, обесценив тем самым экспорт Советского Союза. В тот момент у СССР не было запасов на черный день, которыми можно было бы залатать брешь в государственном бюджете в случае обвала нефтяных цен.

Саудии и сейчас делают то же самое. Однако, на этот раз в результате под ударом оказались как Россия, так и Америка, точнее говоря, нефтяной экспорт России и сланцевая индустрия США. Кто же играет в этой  новой пьесе роль Рейгана, убедившего саудитов резко увеличить объемы добычи нефти? Китай.

Саудовская Аравия получила ряд выгодных китайских инвестиционных контрактов, включая 2,5-миллиардную сделку по размещению ядерного объекта, и обошла Россию, став крупнейшим поставщиком нефти в Китай. В то же время, созданный Эр-Риядом обвал нефтяного рынка нанес тяжелый урон Соединенным Штатам и России. В Америке наблюдается масштабное сокращение рабочих мест в  нефтяном и газовом секторе. А Россия была вынуждена «разбить копилку» своих резервных фондов с целью адаптации своей экономики к условиям низких нефтяных цен.

Подобный сценарий был предусмотрен в рассекреченном недавно докладе ЦРУ от января 1999 года, в котором подчеркивался интерес Китая к ближневосточной нефти и в этой связи предсказывались определенные внешнеполитические события, которые «могут создать двустороннюю напряженность» и «превратиться в серьезную угрозу для интересов США в таких неспокойных регионах как Ближний Восток».

Альянс между Пекином и Эр-Риядом потенциально способен нанести существенный вред интересам России и Америки. Саудовская Аравия фактически возглавляет ОПЕК и ее тайные деловые отношения с Китаем определяют отсутствие всякого стимула к повышению цен на нефть.

Поскольку Китай не желает, чтобы открылось его вмешательство во внутренние дела других государств, маловероятно, что он станет использовать свое новообретенное влияние и экономическую мощь для непосредственного участия в саудовских авантюрах с финансированием террористов, которые мы наблюдали на примере группировки ДАИШ. Однако, что если Китай, так же как в свое время США, решит в конечном итоге использовать Саудовскую Аравию в качестве ближневосточной марионетки, которая будет служить его интересам в этом стратегически важном регионе?

Неужели США и Россия на самом деле собираются оставаться в стороне и позволить альянсу саудовского режима с Китаем инспирировать опасные экономические и военные кризисы? Если и существует хотя бы одна-единственная проблема, по которой США и Россия просто обязаны сотрудничать – это противодействие формированию саудовско-китайского альянса.

Автор, Рэйчел Марсден – американская журналистка, обозреватель газеты «Chicago Tribune», в прошлом – ведущая телеканала Fox News в Париже.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий