Оживляя американо-российские отношения

6_142016_b1-lee8201_c0-269-1600-1201_s885x516

Вашингтон, похоже, снова вознамерился сдерживать Китай в Азии, и недавняя показная военная мощь в Южно-Китайском море вкупе с увертюрами Ханою явно подчёркивают его жёсткую позицию. Однако менее явным и более эффективным способом обуздать Пекин была бы нормализация отношений с Россией, которая играет ключевую роль в общем балансе сил в Азии.

У России и Америки мало выдающихся разногласий в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, будучи соседями по Берингову проливу они имеют общие интересы в сохранении стабильного регионального порядка. Восхождение Китая, кажется, этому мешает, представляя угрозу американской структуре экономики и безопасности в Азии и более опосредованно — независимому статусу России и её влиянию как евроазиатской державе.

Сейчас Россия склоняется в сторону Китая. Запутанность на Украине и связанные с этим западные санкции толкают Россию в глубоко ассиметричные экономические отношения с Китаем, что может изменить схему силовых отношений в Азии в сторону Пекина.

То, что китайцы называют «стабильное стратегическое партнёрство», дало России передышку от «украинских» санкций, в то время как Китай получил некоторую степень контроля над принятием экономических решений в России, особенно касающихся развития её богатых природными ресурсами восточных территорий. По крайней мере, 50 межправительственных и спонсируемых правительством экономических соглашений были заключены по Восточной Сибири и Дальнему Востоку России с начала кризиса на Украине. Соглашения, охватывающие энергетику, финансы, транспорт и другие области дают Пекину беспрецедентный доступ к этим ценным территориям.

Хотя новая ось Пекин-Москва основана преимущественно на экономике (в отличие от старого советско-китайского альянса), она может вылиться во что-то более целенаправленное и угрожающее, если западные санкции долго будут оставаться в силе.

Определённо, нормализация, то есть восстановление экономического доступа России на Запад, может стать основой для более творческой стратегии безопасности США в Азии. Это не сделает Россию союзницей Америки и не отменит её связи с Китаем, но может привести к более равноудалённым отношениям с Китаем и Соединёнными Штатами. Тогда появятся возможности для продуктивного американо-российского диалога по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе и по угрозам, исходящим от Китая, даже если Россия не будет в составе антикитайской коалиции. Кроме того, освободившись от удушающих объятий Китая, Россия может стать самостоятельной балансирующей или даже миротворческой силой в регионе, внося вклад в разрешение споров вокруг Южно-Китайского моря, на Корейском полуострове и в других местах.

Например, Россия вполне может внести существенный вклад в международные обсуждения по ядерной программе Пхеньяна. Россия граничит с Северной Кореей, имеет многолетний опыт работы с тамошним наследовательным режимом и обладает рядом рычагов для сдерживания ядерных амбиций Пхеньяна. Тем не менее, когда госсекретарь Джон Керри хочет провести консультации по Северной Корее, он обращается к Китаю, а не России, тем самым подчёркивая то, какое пагубное влияние беспорядок на Украине оказал на отношения России и США.

А что насчёт Украины? Более чем два года санкций помогли сдерживать рост России (экономика в 2015 сократилась на 4,2% в 2015 и ожидается, что сократится ещё на 1,2% в этом году). Однако санкции полностью провалились в главной своей цели: они не изменили стратегию России в Восточной Украине, и не привели к возврату Крыма, который теперь полностью включён в Россию в качестве девятого федерального административного округа. В то же время санкционная политика США оказала пагубное влияние на американские позиции безопасности в Азии и азиатское равновесие сил в целом. К сожалению, администрация Обамы, стремясь наказать Россию за ее проступки, не полностью осознаёт эти связи.

Очевидно, что от текущего противостояния вокруг Украины ни одна из сторон не может выгадать ничего, и в сохранении текущего положения кроются реальные опасности. Москва и Вашингтон не должны откладывать урегулирование кризиса, чтобы можно было обратить взгляд на Азию. Прямой диалог по вопросам безопасности в Азии мог бы оживить американо-российские отношения, которые сейчас достигли максимального уровня взаимной враждебности и недоверия со времен холодной войны.

Ренселлер Ли, старший научный сотрудник в Foreign Policy Research Institute

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий