Скорее всего, если какая-то история о России попадет на обложку крупного западного журнала, это будет отнюдь не хорошая новость. Наиболее вероятно, что речь пойдет о международном скандале, взрыве геополитической напряженности, возобновлении враждебности в духе холодной войны или каких-нибудь отвратительных российских планах, направленных на то, чтобы поставить на колени весь свободный мир.
Русофобия – или сверхъестественный страх и ненависть по отношению к России – заставляет редакторов журналов выбирать самые сногсшибательные изображения, чтобы изобразить Россию как антизападную и агрессивно злобную силу, направленную против всего прогресса. К сожалению, это привело к формированию набора общих правил и приемов для всех, кто пытается создать журнальную обложку, посвященную России. Эти проверенные клише можно назвать «искусством» антироссийской пропаганды.
Вариант 1. Использование образа Русского Медведя
В сущности, это банальное решение, к которому прибегают, что называется, «по умолчанию», многие редакторы журналов. Символ «русского медведя» во всем мире ассоциируется с образом России, так что читатели легко «заглатывают наживку». Кроме того, западные сатирики с незапамятных времен используют «русского медведя» в качестве символа имперской агрессии.
На фоне недавнего обострения напряженности между Россией и США в связи с украинским кризисом, главная задача состоит в том, чтобы изобразить этого медведя как можно более страшным и отвратительным. Вот, например, как она решена на обложке журнала «Foreign Affairs» за май-июнь 2016 года.
Название на первый взгляд кажется относительно безобидным «Путинская Россия: еще не все потеряно». Однако, стоит обратить внимание на изображение медведя. Окровавленный, но по-прежнему угрожающий, несмотря на раны, глаза налились кровью, а когти длинные и острые. С таким вряд ли кому-то захочется подраться, даже после пары пропущенных стаканчиков.
«Foreign Affairs» — не единственный журнал, использующий медведя для своих обложек. Накануне зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году «Bloomberg BusinessWeek» вышел с изображением самого жуткого и злобного медведя, когда-либо появлявшегося на обложке журнала. Медведь на лыжах с хоккейной клюшкой, вооруженный до зубов, а рядом заголовок: «Россия готова?»
Эта «олимпийская» обложка вызывает в памяти номер журнала «Time», также посвященный России, вышедший накануне Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анжелесе «Олимпийское неспокойствие: почему Советы говорят «нет». На ней изображен озлобленный (и слегка ненормальный) «Русский медведь», грызущий олимпийские кольца.
Разумеется, существуют и другие варианты, если кто-то не хочет использовать образ «человекообразного» медведя. В конце 2014 года журнал «The Economist» вышел с историей о «раненой» российской экономике, после введения западных санкций и падения нефтяных цен. Здесь мы видим обычного бурого медведя, бредущего по зимнему сибирскому снегу, оставляя кровавые следы.
Однако вы, вероятно, хотели бы сделать акцент на ужасных когтях или клыках «русского медведя», не так ли? Пожалуйста, вот вам ужасающая картинка, изображающая Россию, «приглашающую» президента Барака Обаму в Москву.
Вариант 2. Использование изображения Владимира Путина
Следующим наиболее популярным выбором после медведя является изображение Владимира Путина. Действительно, сегодня для большинства западных читателей Путин — это Россия, а Россия – это Путин.
Если вы готовы отправиться по этому пути, отлично подойдет изображение злодея из кино-эпопеи про Джеймса Бонда, плетущего свой дьявольский заговор против всего мира.
Чтобы обыграть советское «шпионское прошлое» Путина, можно попробовать использовать его изображение в солнечных очках на фоне мрачной «Красной площади» (точнее сказать, Серой Площади).
Уже упоминавшийся вариант «злодея», с использованием изображения «мрачного Путина», стал классическим выбором для журнальной обложки последнего десятилетия. Отчасти это изображение отражает западное восприятие России как огромной, мрачной пустыни, полной снега и льда, где царит моральный вакуум. Кто лучше подойдет для управления такой страной, чем хмурый и неулыбчивый диктатор? Начало было положено журналом «Time», назвавшим Путина «Персоной года».
Это породило настоящую моду на изображения мрачного, неулыбчивого Путина. Достаточно соответствующим образом изменить ракурс камеры и легко можно получить вот такого «неулыбчивого царя».
Не удивительно, что именно это изображение попало на обложку книги шефа московского бюро «New York Times» Стивена Ли Майерса, вышедшей в 2015 году.
Разумеется, мрачного, неулыбчивого и сердитого Путина так и хочется изобразить в виде гангстера.
Или в стиле главаря мафии из романов Марио Пьюзо.
Однако, если вы на самом деле хотите привлечь внимание читателя, самый надежный способ — использовать изображение Путина с голым торсом. Оно уже давно превратилось в интернет-мем. Он приобрел такую всемирную популярность, что «Симпсоны» даже использовали изображение абсолютно голого Путина верхом на коне (без седла?) во время крымского кризиса.
Если продолжать поиски, можно увидеть изображение обнаженного по пояс Владимира Путина верхом на всем подряд. Так что ничего удивительного, что этот Путин с голым торсом попал на обложку нескольких крупных журналов, включая «Economist», где его с помощью фотошопа «усадили» на башню российского танка.
На обложке другого номера того же журнала обнаженный по пояс Путин изображен в виде игрока в покер.
Однако, если вам нужно изображение Путина, но в то же время вы хотите чего-то более классического, почему бы не создать «мэш-ап» из Путина и какого-нибудь классического символа российской культуры, например, балета или фигурного катания. В 2014 году журнал «The New Yorker» вышел с обложкой, на которой Путин совершает пируэт в воздухе во время Олимпийских Игр в Сочи, а группа клонов-подхалимов, изображающая жюри, ставит ему высшие оценки за выступление.
Кстати, есть еще одна обложка, где Путин изображен в виде фигуриста, на этот раз в журнале «Economist».
Фокус в том, что упавшая фигура на льду, изображающая Россию, означает, что Олимпийские Игры были в сущности гигантским персональным проектом для самопиара Путина. Обратите внимание и на подтекст: хотя известно, что Путин предпочитает виды спорта для «мачо», такие как дзюдо, плавание или хоккей, на этой обложке он изображен в виде слегка женственного фигуриста. Только посмотрите на его руки!!!
Вариант 3. Использование классического образа России, слегка измененного
Если вы пытаетесь использовать «русского медведя» и обеспокоены тем, что изображение Путина на обложке может привести к неприятным последствиям для редакции журнала (Русские шпионы! Русская мафия! Русские хулиганы!), есть отличное старое доброе клише – русская матрешка. Разумеется, оно отражает загадочную русскую душу, известную всему миру «загадку, завернутую в тайну и помещенную внутрь головоломки», по словам Уинстона Черчилля.
Однако, стоит ли останавливаться на этом? Чтобы отразить угрожающую сущность самой природы России, может быть гораздо проще изобразить российские ракеты, танки и солдат.
Безусловно, объединяющей чертой всех этих журнальных обложек является русофобия. Они не слишком отличаются от изображений, популярных сто лет назад, когда Россия была на самом деле непостижимой загадкой для Запада. В сущности, изображение России в виде грубой и агрессивной страны известно еще с 16 столетия, и похоже, с тех пор мало что изменилось.
В западных медиа-кругах всегда существовало мнении, что гигантская страна, занимающая почти всю евразийскую сушу кому-то непременно угрожает, а возможно, всему миру.
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что «русский медведь» все же предпочтительнее, по сравнению с «русским осьминогом».
Все это не может не вызвать очевидного вопроса: на самом ли деле изображения России столетней давности так уж отличаются от нынешних обложек крупнейших изданий Запада? Сегодня, когда Кремль поручил Министерству культуры России исследовать феномен антироссийской пропаганды в западных СМИ, ответить на этот вопрос весьма непросто.