Опасности силовых игр НАТО с Россией

Untitled-3-800x500_c

Если судить по таким признакам как предсказание заместителя верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе Ричарда Ширреффа о том, что к 2017 году НАТО окажется в состоянии войны с Россией, или прогноз шведского генерала Андерса Брэннстрёма, что «мы можем вступить в войну в ближайшие несколько лет», для стран, граничащих с Россией, безопасность является главным приоритетом.

На фоне роста напряженности между Западом и Россией, в этих странах наблюдается волна наращивания расходов на оборону. Так, например, Литва приняла решение об увеличении военного бюджета на 32 процента. Решение Швеции выделить на военные цели дополнительные 1,2 миллиарда долларов в течение ближайших четырех лет указывает на то, что эта страна обеспокоена угрозой, исходящей от России и намерена решительно защищать свой суверенитет.

Силовые игры НАТО

Инициатива наращивания военных расходов исходит от НАТО, весьма серьезно относящегося к своей роли защитника Европы. В течение последних полутора лет НАТО мобилизует своих членов к сотрудничеству со странами Балтии и ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) в осуществлении стратегии укрепления обороноспособности.

После провала Минских соглашений и продолжения крымского конфликта, многие в этих странах опасаются, что именно они станут следующим пунктом в агрессивных планах Кремля. Капитализируя эти страхи, блок НАТО посвятил первую половину 2016 года демонстрации того, что не намерен более проявлять терпимость в отношении путинской ревизионистской внешней политики. НАТО активизирует сотрудничество со странами, расположенными вдоль российской границы, привлекая их к совместным военным учениям и поощряя их участие в военных операциях, направленных на интеграцию.

Два года назад это воспринималось как излишнее бремя странами НАТО, предпочитавшими оставить России буферную зону в виде бывших советских республик, чтобы не вызвать дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе. Все понимали, что Россия считает бывшие советские территории продолжением своей собственной и намерена обеспечивать мир и безопасность в пределах бывшей империи.

Теперь эта общая установка больше не действует, и НАТО, после недавнего провозглашения новой политики в отношении России на конференции министров обороны альянса, внесло существенные изменения в сценарий отношений с Россией. Конкретное упоминание таких стран как Грузия, а также решение о наращивании военного присутствия в странах, граничащих с Россией на северном фланге, указывает, что альянс в высшей степени встревожен возродившейся мощью России.

Риск ответа со стороны России

Упомянутые силовые игры НАТО связаны с определенной опасностью. Наибольший риск – возможная реакция российского президента Владимира Путина на агрессивную политику альянса. До сих пор Москва проявляла сдержанность в связи с действиями НАТО. Имели место лишь туманные предупреждения в адрес Швеции и Финляндии накануне их встречи с руководством НАТО и два незначительных военных инцидента. Первый произошел в небе над Балтийским морем, когда российский самолет совершил опасный облет американского авианосца. Второй – в Сирии, где российские самолеты вошли в воздушное пространство, контролируемое Америкой. В целом Россия ограничивалась вербальной реакцией. Пресс-секретарь российского МИДА Мария Захарова объявила в мае, что «Россия пытается быть последовательной в своей реакции на позицию НАТО и факты расширения альянса, а также русофобские заявления в связи с вымышленной российской угрозой».

Путин получил в управление разобщенную и слабую страну. На протяжении своего правления он проводит агрессивную внешнюю политику во всем, что касается интересов российского государства. Начиная с вмешательства в конфликты в Грузии, Азербайджане, Молдове и заканчивая недавним «походом» на Ближний Восток, Россия показывает, что не боится идти на конфликт.

Россия – крепость

Только за последние два года Россия существенно увеличила и модернизировала свой военный потенциал. Российские военные получили в распоряжение ряд новых вооружений, которые они испытали в боевых условиях в ходе сирийского конфликта. Кроме того, они восстановили и усовершенствовали боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», представляющий собой ответ на противоракетный щит НАТО. Имела место также поставка зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран и Казахстан. Такая экспансия призвана обеспечить защиту Российских нефтегазовых активов в этих странах от ракетных ударов из стран Персидского залива.

Военное усиление России едва ли можно назвать удивительным. Оно вполне соответствует официальному заявлению Путина, что НАТО является источником угрозы, и что «мы обязаны уделять особое внимание решению задачи повышения боеготовности нашей страны». Сейчас вопрос состоит в том, будет ли Россия давать отпор агрессивным действиям НАТО на грани войны.

Внутренние риски

Внутри страны Путин должен создавать впечатление готовности к военному ответу. Несмотря на свою удивительную способность оставаться у власти, Путин сталкивается с внутренним сопротивлением. В 2011 году, когда он был избран на очередной срок, рейтинг его популярности упал до 69 процентов и по стране прокатилась волна протестов. Однако, после присоединения Крыма и возобновления противостояния с Западом, рейтинг одобрения его политики достиг отметки в 83 процента. Это указывает на то, что россияне готовы забыть об экономических трудностях и объединиться вокруг своего президента в порыве национальной гордости.

Чтобы сохранить эту поддержку, Путин вынужден осуществлять новую жесткую внешнюю политику. Россия должна отвечать вызовам НАТО на европейском театре. В качестве примера этой жесткой внешней политики можно привести недавнее увольнение 50 старших и средних офицеров балтийского флота, отказавшихся от конфронтации с НАТО во время его недавних операций на Балтике. С этой политикой связан риск, что массовое увольнение военных вызовет недовольство Путиным в верхнем эшелоне военного командования и государственного аппарата.

Риск, связанный с выбором НАТО

Для стран, имеющих общую границу с Россией, позиция НАТО может привести к весьма опасным последствиям. Во-первых, выбирая сторону Запада в этом конфликте, они рискуют, что Россия станет воспринимать их как источник угрозы и предпримет шаги по ее нейтрализации. Во-вторых, они могут пострадать от экономических санкций и других дестабилизирующих шагов со стороны России. Присоединившись к НАТО, эти правительства рискуют утратить стабильность в своих странах.

Тем не менее, многие из них считают такой риск целесообразным и стремятся укрепить партнерские отношения с Европой. Так, Молдова, расположенная вблизи российской границы, на прошлой неделе во время саммита НАТО призвала к удалению российских миротворцев из Приднестровья, поскольку присутствие российских войск обостряет военную напряженность между двумя этими странами.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0