В ходе первого ежегодного саммита, организованного Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Китай продемонстрировал намерение взять на себя глобальное лидерство в сфере инфраструктурных инвестиций. К концу нынешнего года АБИИ будет насчитывать более 100 членов, что сделает его самой мощной структурой в сфере международного кредитования в истории.
Китай уже опередил США в гонке финансовых структур на глобальном уровне. Международная финансовая система проходит процесс трансформации, несмотря на жесткое сопротивление со стороны США. В прошлом году высокопоставленные чиновники из Вашингтона пытались саботировать открытие АБИИ, но им это не удалось.
Фактически те страны, которые ранее объявляли о своей солидарности с американскими властями, а именно Германия, Франция, Италия, Британия, быстро приняли решение присоединиться к новой многонациональной кредитной организации, создаваемой Пекином. Президент Барак Обама не мог вообразить, что проект АБИИ в течение нескольких месяцев получит поддержку более чем пятидесяти стран.
Без сомнения, Китай ускоряет закат эпохи американского глобального превосходства. В апреле 2015 года бывший министр финансов США при Клинтоне Ларри Саммерс сказал, что успех АБИИ представляет собой самый страшный удар по гегемонии США. «Прошлый месяц запомнится как время, когда Соединенные Штаты утратили свою роль «привратника» мировой экономической системы», заявил он.
Однако, пока Китай действует с максимальной осторожностью. В результате большинство стран большой семерки, Германия, Франция, Япония, Италия и Британия, горячо приветствовали создание АБИИ. Тем не менее, несмотря на исключительную привлекательность китайского предложения, которое снизило влияние США в глобальной системе инфраструктурного инвестирования, АБИИ воздерживается от отказа от доллара. И хотя многие наблюдатели высказывали предположения, что АБИИ будет выдавать ссуды в юанях, а возможно в местных валютах, на сегодняшний день все кредиты номинированы в американской валюте.
Более того, следует отметить также, что три из четырех кредитов, одобренных АБИИ в нынешнем году, на общую сумму в 509 миллионов долларов США являются инвестициями, связанными с традиционными западными финансовыми институтами, построенными после второй мировой войны по модели Вашингтона. По мнению экспертов, китайские инвесторы хотят извлечь пользу из своих активов, инвестированных во Всемирный банк и Азиатский банк развития, а также из исключительно прочных связей, уже существующих с Европой.
В настоящее время, АБИИ финансирует совместно с Всемирным банком жилищный проект в Индонезии, объемом 216,5 миллиона долларов. Кроме того, он финансирует проект реконструкции дорог в Пакистане стоимостью 100 миллионов долларов вместе с Азиатским банком развития (АБР) и британским Департаментом международного развития. Еще один кредит на сумму 27,5 миллиона, выделенный совместно с Европейским банком реконструкции и развития, направлен на поддержку проекта модернизации дорог в Таджикистане. Единственный проект, который АБИИ финансирует самостоятельно, это кредит на строительство электростанции в Бангладеш на сумму 165 миллионов долларов.
Прежде всего, открытие АБИИ ознаменовало важный этап в истории многонациональных кредитных организаций, поскольку он стал первым банком, принадлежащим преимущественно развивающимся странам, наряду с банком развития БРИКС. Финансовый вклад крупнейших экономик Востока является довольно значительным: доля Китая составляет около 30 процентов, Индии – 8,36 процентов, а России – 6,53 процента. Двадцать остальных акционеров, из других регионов, представляют лишь 25 процентов зарегистрированного капитала общей суммой в 100 миллиардов долларов.
Изначально, АБИИ был предназначен для поддержки в основном азиатских экономик, однако Китай, похоже, намерен превратить его в глобальный институт, способный объединить устремления остальных развивающихся экономик. В связи с этим во время первого ежегодного саммита АБИИ в Пекине в прошлом июне, представитель Китая объявил, что банк рассматривает возможность добавить к списку участников еще 24 страны. В Латинской Америке среди желающих присоединиться к АБИИ – Чили, Колумбия, Венесуэла. В Африке такие страны как Алжир, Ливия, Нигерия, Сенегал, Судан уже сделали это. Необходимо отметить, что такое желание высказала и Канада, являющаяся членом Североамериканского соглашения о свободной торговле НАФТА, так же как Мексика и США. В Европе свою заинтересованность выразили Кипр, Греция и Ирландия. Если дальше все пойдет так же хорошо, как до сих пор, возможно, к концу нынешнего года АБИИ будет насчитывать более 100 стран-участниц, то есть как минимум на 34 больше, чем сам Азиатский банк развития, хотя до аналогичного показателя Всемирного банка, насчитывающего 193 члена, ему еще далеко.
АБИИ предстоит сделать еще очень и очень многое. Хотя азиатский регион характеризуется высоким уровнем роста ВВП в течение последних двух десятилетий, здесь пока не создана первоклассная инфраструктура. Государственный министр Объединенных Арабских Эмиратов султан Ахмед Аль-Джабер заявил недавно, что в Азиатско-тихоокеанском регионе около полутора миллиардов жителей до сих пор не имеют элементарных санитарных условий для жизни, а по крайней мере 500 миллионов не имеют постоянных источников электроэнергии в своих домах.
Итак, первый ежегодный саммит АБИИ продемонстрировал стремление Китая войти в «премьер-лигу» в сфере международных финансов. Благодаря участию в проекте «Нового шелкового пути» АБИИ является противовесом геоэкономическому влиянию США и Японии среди стран Азии. Тем не менее, для ускорения создания многополярного мирового порядка исключительно важно, чтобы руководство АБИИ приняло решение об отказе от использования американского доллара, и что еще более важно, выполнило свои обещания о повышения уровня жизни народа.