Мировые запасы нефти сокращаются, поскольку с каждым днем ее добывается все больше и больше, а с другой стороны, существует постоянный рост спроса на ископаемые виды топлива. Нефтепродукты используются для нужд отопления, транспорта, электроэнергетики, а также являются первичным сырьем для получения многочисленных химикатов, удобрений и пластмасс. Таким образом, в связи с сокращением запасов и увеличением спроса цена на нефть должна была бы расти. Однако, на протяжении последних нескольких лет она постоянно падает, тем самым нанося значительный ущерб странам, чей бюджет зависит от нефтяных доходов, таким как Венесуэла, Россия и Иран.
Невзирая на падение цен, страны-экспортеры нефти, объединенные в картель ОПЕК, отказались сокращать добычу, а США в течение пяти последних лет увеличили производство на 66 процентов за счет использования нетрадиционных методов добычи, известных как гидравлический разрыв пласта или фрекинг. Порог рентабельности добычи нефти составляет в Саудовской Аравии 105 долларов США за баррель, Катаре – 77 долларов, Иране – 131 доллар, России – 105 долларов и Венесуэле – 117 долларов, что намного выше, чем текущая цена, которая колеблется на международном рынке в пределах 45-55 долларов за баррель.
Таким образом, низкие цены на нефть оказывают давление на нефтяные экономики. Метод гидравлического разрыва пласта, применяемый в США, производит серьезное негативное воздействие на окружающую среду. Фрегинговая жидкость, используемая для каждой операции по добыче нефти, содержит около двухсот тысяч тонн химикатов, 8 миллионов литров воды и несколько тысяч тонн песка. Это уже вызвало существенное загрязнение грунтовых вод. До сих пор по этой проблеме не было проведено ни одного долгосрочного исследования. Химические вещества, применяемые для фрекинга, включают бензоил, муравьиную кислоту и другие неизвестные компоненты, которые являются чрезвычайно токсичными и канцерогенными по своим свойствам. Очевидно, что все обстоит отнюдь не просто, когда речь заходит о снижении мировых цен на нефть. Почему такие страны как Соединенные Штаты Америки и Саудовская Аравия готовы рисковать состоянием мировой экономики и окружающей среды ради снижения цен? Дело в том, что падение цен – это не столько даже вопрос экономики, сколько геополитическая игра, которая ведется на глобальном уровне.
Существует простой механизм, который используется для манипуляции ценами на нефть. Когда предложение растет, а спрос остается прежним, цена на нефть падает. Было отмечено, что увеличение предложения на 1 процент может вызвать 25-процентное снижение цены. Второй инструмент, применяемый для контроля цен – изменение стоимости доллара США, поскольку это единственная валюта, используемая для расчетов в международной торговле нефтью. Когда доллар дорожает, у стран-импортеров нефти увеличиваются расходы, поэтому спрос падает. А когда падает спрос, в конечном итоге снижается цена. Американские корпорации, такие как Exxon, Chevron, Kinder Morgan и другие монополизировали различные процессы производства нефти. Таким образом, за счет использования статуса доллара, монопольного положения американских нефтяных компаний и связанных с ними экспортеров, американское правительство легко может манипулировать ценой на нефть.
Как писал Дин Хендерсон в своей книге «Большая Нефть и ее банкиры в Персидском заливе», Саудовская Аравия и США заключили тайную сделку, касающуюся цен на нефть. Две страны договорились об увеличении добычи нефти невзирая на падение цен, чтобы нанести ущерб Ирану, России и Венесуэле. За счет огромных доходов от экспорта нефти Россия и Иран строят свою инфраструктуру и укрепляют военный потенциал. Многонациональный «Новый банк развития» (NDB), учрежденные странами БРИКС, угрожает интересам западных банкиров, и это также является причиной экономической агрессии против России. Кроме того, Соединенные Штаты стремятся свергнуть правительство Венесуэлы. Таким образом, фактически США с помощью Саудовской Аравии начали экономическую агрессию против своих соперников.
В течение 1990-х годов Венесуэла либерализовала свою экономику и вступила во Всемирную торговую организацию. Либерализация услуг, производства и нефтяной индустрии значительно изменила принципы их функционирования. Средний объем прямых иностранных инвестиций в экономику Венесуэлы за период с 1997 по 2014 год составлял 654,65 миллионов долларов США. Иностранные компании из США и Европы инвестировали в страну гигантские суммы, но в 2000 году правительство Венесуэлы приняло решение об увеличении налогов на иностранные нефтяные компании на фоне высокого порога рентабельности, составляющего около 117 долларов за баррель. Повышение ставки налога на иностранные нефтяные компании привело к ухудшению отношений между США и Венесуэлой, и в связи с этим Америка угрожала Венесуэле введением экономических санкций.
В марте 2016 года Барак Обама в ходе пресс-конференции назвал Венесуэлу источником экстраординарной угрозы для национальной безопасности США. Из-за экономических санкций и снижения цен на нефть иностранные инвесторы, финансовые институты и корпорации утратили доверие к правительству Венесуэлы. Поэтому они начали выводить из страны свои деньги, что вызвало гиперинфляцию. В настоящее время в стране наблюдается острая нехватка медикаментов первой необходимости, пищи и питьевой воды. Около 95 процентов бюджета Венесуэлы составляют доходы от экспорта нефти. Она может обеспечивать свои нужды только при условии, что цена на нефть достигнет отметки в 180 долларов за баррель (так в тексте, прим. mixednews), что представляется крайне маловероятным, учитывая что рынок нефти наводнен предложением из США и Саудовской Аравии.
Экспорт нефти и природного газа составляет основу российской экономики. Около 45 процентов бюджета страны формируется за счет нефтяных доходов. Экономические санкции и низкие цены на нефть создали серьезные финансовые трудности для российского правительства. Недавнее падение цен привело к самому значительному дневному падению российского рубля с 1988 года. Слабость рубля наносит ущерб российской экономике. Низкая цена на нефть всегда беспокоила Россию. Так, в 1980-е годы обвал нефтяных цен на мировом рынке стал одним из факторов, которые обусловили крах и распад Советского Союза.
Колумнист New York Times Томас Фридман пишет, что США и Саудовская Аравия путем манипулирования ценами на нефть толкают Иран и Россию к полному экономическому коллапсу. Далее он упоминает, что вместо того, чтобы искать причины снижения цен, следует посмотреть на его последствия, такие как бюджетный дефицит в России и Иране. Таким образом, становится очевидным, кому это выгодно. Разумеется, Соединенным Штатам Америки, поскольку Вашингтон хочет нанести удар по российской экономике за счет санкций, связанных с Украиной и низких цен на нефть. Россия – традиционный соперник США и Саудовской Аравии, и они ведут между собой гибридные войны в Сирии и Йемене.
Третья страна, испытывающая негативные последствия снижения цен на нефть и экономических санкций – это Исламская республика Иран. Саудовская монархия и иудео-христианский альянс всегда подвергали Иран экономическим санкциям и вели против него гибридные войны. Израиль воспринимает Иран как главную угрозу своей национальной безопасности, поскольку Иран имеет большое влияние на Ирак, ХАМАС и Хезболлу. Кроме того, Иран контролирует Ормузский пролив, через который проходит 40 процентов мировых подводных запасов нефти. Соединенные Штаты и Израиль пытаются также остановить иранскую ядерную программу.
Гегемонии Израиля на Ближнем Востоке препятствует иранское влияние в регионе, поэтому США и Израиль хотят устранить эту угрозу, применяя все средства, имеющиеся в их распоряжении. Даже иранских ученых-ядерщиков тайно убивают враги. Считается, что данные МАГАТЭ были использованы для выслеживания ученых, а позже многие из них, такие как Мустафа Ахмади Рошан, Маджид Шарайри и Мосуд Алимохамадди, были убиты. Манипулирование ценами на нефть является еще одним инструментом, который постоянно используется, чтобы разрушить экономику Ирана, поскольку экспорт нефти составляет главный источник доходов страны. Низкие цены на нефть замедляют экономический рост и являются угрозой для национальной безопасности Ирана.
Итак, каковы же последствия использования цены на нефть в качестве инструмента экономической войны. Во-первых, оно разрушает экономику неугодных стран, а во-вторых, оказывает негативное влияние на мировую экономику в целом. Гидравлический разрыв пласта отравляет водные ресурсы, незаменимые для выживания человечества. Однако, главная тревога связана с возможностью глобального вооруженного конфликта между ядерными державами. Когда по экономическим интересам страны наносится удар, возникает огромная вероятность военного столкновения, как это произошло еще до второй мировой войны, когда Соединенные Штаты ввели экономические санкции в отношении Японии. В нынешнюю ядерную эпоху военный конфликт будет катастрофой, которая охватит все человечество. Элитарное меньшинство, которое жаждет войны с Россией, поставило весь человеческий род на грань исчезновения.