Россия возобновляет производство последнего советского бомбардировщика Ту-160

Производство последнего произведённого в СССР бомбардировщика возобновляется спустя 25 лет после того, как был построен последний самолёт. Серийное производство бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (по кодификации НАТО – Blackjack) будет возобновлено к 2021 году. Бомбардировщик будет оснащаться как традиционным вооружением, так и ядерными крылатыми ракетами большой дальности для ударов по далеко расположенным целям.

landscape-1497292265-air-to-air-with-a-tupolev-tu-160

Москва создала стратегический бомбардировщик Ту-160 в 1970-ых годах в качестве ответа на американский B-1, который был первым бомбардировщиком, оборудованным крылом изменяемой стреловидности – для большей эффективности на сверхзвуковых скоростях крылья смещаются назад, а для эффективности на дозвуковых скоростях перемещаются вперёд. Также B-1 стал первым малозаметным бомбардировщиком, у которого было больше шансов на преодоление советских систем ПВО.

Создатели Ту-160 старались скопировать оба аспекта, и в результате самолёт стал очень похож на B-1. Из-за изящных линий продолговатого корпуса и белой окраски лётчики прозвали Ту-160 «Белым лебедем». Несмотря на то, что производство самолёта осуществлялось с 1984 по 1992 годы, было построено лишь 36 бомбардировщиков. После распада СССР Украина унаследовала 19 самолётов, из которых 8 были проданы России, а оставшиеся 11 – утилизированы.

Сегодня в распоряжении Воздушно-космических сил РФ находятся 16 «Белых лебедей», которые используются в качестве бомбардировщиков-носителей ядерного оружия (способны поражать находящиеся в США цели ядерными крылатыми ракетами Х-55) и носителей крылатых ракет с обычным снаряжением. Бомбардировщики принимали участие в первой российской атаке крылатыми ракетами позиций ДАИШ в Сирии в 2015 году.

Несмотря на то, что Россия обновила имеющиеся у неё Ту-160, оснастив их навигационным оборудованием и новыми двигателями, их слишком мало. Поэтому Россия планирует закупить 30-50 обновлённых бомбардировщиков Ту-160М2. Самолёт Ту-160М2 станет носителем крылатых ракет, подобно бомбардировщику B-52, запуская крылатые ракеты Х-555 с обычным снаряжением и дальностью 2000 километров, Х-101 (традиционные) и Х-102 (ядерные) крылатые ракеты дальностью 5500 километров.

Новой возможностью самолёта станет использование управляемого высокоточного оружия. Бомбардировщик Ту-160 не имел возможности использовать бомбы с лазерным наведением и, в отличие американских бомбардировщиков B-1 и B-2, не был модернизирован в последующие годы с целью оснащения высокоточным оружием. Нынешние Ту-160 не могут сбрасывать бомбы с лазерным или ГЛОНАСС-наведением, они используют лишь дорогие крылатые ракеты большой дальности. Тем не менее, у Ту-160М2 появится подобная возможность. Первый Ту-160М2 поднимется в небо в 2018 году, а его серийное производство запланировано на 2021 год.

В связи со всем этим возникает важный вопрос: где российский бомбардировщик ПАК ДА? Весной был создан полноразмерный макет малозаметного бомбардировщика, но он вряд ли пойдёт в серию до того, как прекратится производство Ту-160М2. У России просто не хватит ресурсов для одновременного финансирования двух программ по созданию бомбардировщиков. Тем не менее, новый «Белый лебедь» останется актуальным на протяжении будущих лет.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0