Россия создала собственный стелс-истребитель Су-57, но насколько он хорош?

Первый российский малозаметный истребитель Су-57 получит новый двигатель. Появление нового агрегата приближает стадию финальных испытаний истребителя, который находится в разработке с 2010 года. Принять на вооружение Су-57 Россия планирует в 2018 году.

Подпись к изображению: Прототип Су-57 на авиасалоне МАКС-2015
pak_fa_prandtl_glauert_singularity

Истребитель Су-57, ранее известный под заводским индексом T-50 и по названию проекта «ПАК ФА» (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), развивает максимальную скорость в 2575 километров в час – это быстрее, чем американский F-22, развивающий 2411 километров в час. Новый истребитель оснащается ракетами К-77М с предполагаемой дальностью в 200 километров – больше, чем у американских ракет AIM-120D дальностью в 160 километров.

По словам главнокомандующего Воздушно-космическими силами России генерал-полковника Виктора Бондарева, каждая страна желает иметь подобного типа самолёты, и у России они есть. Тем не менее, следует вспомнить многоцелевой истребитель МиГ-29, который, по слухам, превосходил американские аналоги, а в действительности им уступал.

Президент Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал, что в предсерийной партии Су-57 будет 12 малозаметных истребителей. Ожидается, что к 2012 году на вооружении будет стоять 55 истребителей, а всего планируется закупить около 160 самолётов. Для сравнения, в распоряжении ВВС США находится 187 истребителей F-22, и Америка намерена приобрести более 2,5 тысяч истребителей пятого поколения F-35 для ВВС, морской пехоты и флота.

По мнению главного редактора журнала Aerospace Тима Робинсона, несмотря на относительно скромное количество истребителей, «для России это большой шаг вперёд». Он отмечает, что Су-57 – «это первый российский самолёт, призванный быть малозаметным истребителем». Но насколько он хорош?

Превосходит ли Су-57 другие истребители?

Су-57 относится к истребителям пятого поколения, как и американский Lockheed Martin F-22 Raptor. Истребитель обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью (преодолевает 1 Мах без форсажа) и сверхманёвренностью (двигатели с изменяемым вектором тяги и системы управления позволяют ему совершать манёвры, при которых обычный самолёт рухнул бы на землю). Также Су-57 оснащён современными датчиками, среди которых РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), управляемая электроникой. Радар обладает большей дальностью и лучшей точностью обнаружения, способен мгновенно менять режим работы на земле и в воздухе.

Как бы то ни было, Робинсон говорит, что на Западе специалисты «отказываются ставить знак равенства между истребителями Су-57 и F-22».  Робинсон продолжает: «Су-57 обладает лучшей сверхманёвренностью, но малозаметность F-22 эффективнее, так как к разработке сопел двигателя создатели Raptor уделили много внимания. В России, видимо, сделали ставку на манёвренность».

Он добавил, что есть ещё два уязвимых места. Первое – это двигатели, которые «всегда были слабой стороной российских самолётов». Сейчас истребитель временно оснащается двигателем Изделие 117С, а на эту осень запланирована его замена на доработанную версию. «Информации мало, но новые чуть более мощные двигатели улучшат характеристики истребителя», – считает Робинсон.

По его мнению, вторая уязвимость – это качество сборки и технологический допуск. «Это крайне важно при создании малозаметных истребителей. Если взглянуть на самолёты предыдущего поколения – МиГ-29 и F-16 – и сравнить, то задняя часть МиГ-29 немного напоминает трактор, хотя это фабричное производство. Необходимо обеспечить точность сборки, так как из-за ошибки будет утеряна малозаметность».

А ошибки действительно случаются. К примеру, во время тестов малозаметного ударного самолёта F-117 Nighthawk его обнаружили радары. Причину обнаружения не удавалось выяснить, и прошло довольно много времени, прежде чем один из специалистов понял: на фюзеляже самолёта снизу на самую малость выступал болтик, из-за которого самолёт потерял маскировку. Робинсон отмечает: «Необходимо добиться очень точной сборки, иначе истребитель не будет малозаметным. Некоторые наблюдатели считают, что Су-57 всё же собирают на скорую руку, поэтому ему не сравниться с малозаметностью истребителей F-22 и F-35».

Насколько Су-57 «невидимый»?

Несмотря на то, что малозаметность ассоциируется с «невидимостью», совершенно незаметных истребителей не существует.

Робинсон говорит: «Использование особых материалов и форм лишь снижает радиус обнаружения самолёта радарами и другими системами. Не исключено, что противник всё-таки заметит истребитель, но будет уже поздно. Или самолёт сможет проскочить незамеченным мимо вражеских радаров и выполнить задание».

Купят ли Су-57 другие страны?

Россия – одна из трёх стран мира, обладающих собственными малозаметными истребителями. Такие самолёты также есть у США и Китая.

По словам Робинсона, Индия заинтересовалась покупкой и совместной разработкой малозаметного истребителя и какое-то время подумывала о Су-57. Робинсон добавляет, что позже Индия «начала беспокоиться по поводу надёжности и качества сборки, и это не лучшим образом сказывается на репутации истребителя».

Приблизит ли новая разработка создание сверхзвукового пассажирского самолёта?

Вряд ли установленный на Су-57 двигатель будет использоваться для создания гражданского сверхзвукового самолёта. С последнего полёта Concorde пассажирские самолёты пережили множество изменений, цель которых – выполнение рейса из Лондона в Нью-Йорк за 2 часа или менее.

Космическое агентство НАСА, а также авиастроительные компании Boeing и Aerion Corporation разрабатывают концепцию нового сверхзвукового самолёта. Робинсон говорит, что один из камней преткновения – это двигатель. На Concorde устанавливались двигатели Rolls Royce Olympus, которыми также оснащался стратегический бомбардировщик Avro Vulcan. Но существовала проблема: полёт на сверхзвуковой скорости на земле сопровождался звуковым ударом.  В связи со звуковым ударом Америка запретила полёты Concorde над территорией США. «Из-за ограничения сверхзвуковых полётов над сушей авиаперевозчики потеряли интерес к Concorde», – продолжает Робинсон.

Чтобы разработать сверхзвуковой гражданский самолёт, авиастроительным компаниям придётся модифицировать имеющиеся двигатели или создавать новые.

Сегодня есть выбор между турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности, которые устанавливаются на самолёты Airbus A320 и A380 или Boeing 737. Они большие, производительные, но рассчитаны на более медленные самолёты. Альтернативный вариант – турбовентиляторные двигатели с форсированной тягой, как двигатель EJ 200 для истребителя Eurofighter Typhoon. Робинсон рассказал: «Это чрезвычайно мощные двигатели, которые помогут самолёту развить 1-2 Маха, но они крайне прожорливы.
Для постройки сверхзвукового гражданского самолёта необходимо разработать двигатель, аналогов которому сегодня не существует».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0