Китай и Россия объединяются, чтобы ослабить влияние США в Южной Америке

В июле 2017 года прошла встреча председателя КНР Си Цзиньпина и российского премьер-министра Дмитрия Медведева. Представители двух стран заложили основу делового и экономического сотрудничества в рамках объединения Арктического торгового пути и инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), которое подразумевает стратегическое партнёрство Китая и России в Арктике. Цель начинания – связать две страны в Западном полушарии, создав альтернативу Панамскому каналу, и этот процесс уже начался.

rsz_rtr2tqn6

В начале 2000-х годов Китай стал основным торговым партнёром развитых и развивающихся экономик, в результате чего резко увеличились объёмы морских перевозок. Арктический торговый путь и ОПОП позволяют Китаю и России крепко обосноваться в Никарагуа, а также в Южной Америке с помощью компании HKND Group, которой владеет китайский инвестор Ван Цзин. В 2013 году президент Никарагуа Даниэль Ортега поручил компании Цзина построить канал, и проект должен быть завершён в течение 50 лет. Канал в Никарагуа будет «в три раза протяжённее и в два раза шире» по сравнению с Панамским, и между Китаем и восточным побережьем Америки появится новый маршрут.

Инициатива ОПОП – это наследние «Шёлкового пути». В ней участвует 65 стран, 4,4 миллиарда людей и 30 процентов мирового ВВП. Общие инвестиции Пекина оцениваются в триллион долларов или даже превышают эту сумму. Типичный проект в рамках инициативы ОПОП – это экономический коридор Китай – Пакистан, на создание которого требуется около 32 миллиардов долларов. Если ОПОП и Арктический торговый путь объединятся, то эта ситуация будет выгодна для всех. Нечто подобное произошло при создании Шанхайской организации сотрудничества, когда враждующие Индия и Пакистан перешли к мирному взаимодействию. Китай склонен добиваться стабильности с помощью культурной и общественной интеграции, но при этом понимает, что для успеха важна безопасность.

Когда Китай и Россия завершат объединение двух проектов, обе страны смогут влиять на Арктический совет и Европу, снизив значение Америки и НАТО. Арктический опыт получит применение в Никарагуа, так как существует мирный аспект развития морской части ОПОП в Арктике, который заключается в «диверсификации торговых маршрутов и привлечении соседних стран к участию в постройке портов и в проведении научных исследований».

Китай намерен поставлять товары в Европу через Арктику, что сократит путь на 20-30 процентов, снизит количество расходуемого топлива и выброс CO2 в атмосферу. Так как 90 процентов товаров из Китая перевозится по морским путям, китайские и иностранные компании смогут больше сэкономить и увеличат прибыль. В середине ноября китайский ледокол Xuelong (в распоряжении России находятся 2 атомных ледокола) прошёл по Северо-Западному проходу в Арктике, чтобы помочь в объединении ОПОП и Арктического пути. Это объединение позволит Китаю затрачивать на рейсы из города Далянь в голландский Роттердам на треть меньше времени.

Через Арктику проходит три основных маршрута: северо-восточный, северо-западный и «северо-северный», который пролегает через Северный полюс. Стремления России и Китая пересеклись в финансовой и геополитической сфере, так как из-за суровых погодных условий и отсутствия инфраструктуры использовать Арктический путь дорого, особенно если учесть, что три маршрута доступны лишь в течение четырёх месяцев в году. Как утверждают учёные, использовать «северо-северный» маршрут будет невозможно до 2050 года, что повышает стоимость эксплуатации других путей.

Но эти маршруты для России и Китая бесценны. Сегодня китайские суда попадают в Европу через Суэцкий канал, для чего им необходимо преодолеть расстояние в 12 000 морских миль, в то время как протяжённость маршрута через Северо-Западный проход составляет менее 7 000 морских миль. Открываются огромные возможности, поэтому Пекин инвестирует большие суммы в развитие иностранной инфраструктуры и портов. К примеру, в Джибути у Китая появилась первая зарубежная база. Расположенный вблизи Баб-эль-Мандебского пролива город Джибути имеет важное значение для Пекина и Вашингтона. Помощь России, благодаря которой Китай сможет сократить время доставки и повысить прибыль, станет важным аспектом объединения ОПОП и Арктического торгового пути.

Скорее всего, Россия будет перенимать опыт и одобрит присутствие Китая в Латинской Америке исходя из преимуществ использования канала в Никарагуа и экономических и политических решений Пекина относительно региона. При этом Китай будет учиться у России при освоении Арктики и получит доступ к полезным ископаемым и другим природным ресурсам, так как ледники быстро тают. Российский опыт в освоении Арктики и потребность Китая в ресурсах и в средствах для поддержки дорогостоящей инфраструктуры позволяют считать масштабный проект по объединению обоих маршрутов альтернативой порядку, который установили США после Второй мировой войны. Это значит, что страны смогут выбирать между сотрудничеством с Америкой и китайско-российским экономическим блоком, который склонен совмещать бизнес и геополитику.

Постройка канала в Никарагуа выглядит нецелесообразно, особенно после того, как Панамский канал подвергся модернизации на сумму в 5,2 миллиарда долларов, но Китай способен использовать новые технологии по созданию канала и транспортировке, обучаясь при этом сокращению затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Некоторые считают канал в Никарагуа несбыточной мечтой, но Китаю этот проект поможет справиться с перенаселением в Западном полушарии, открыть новые экономические возможности, сократить время доставки, построить трубопроводы и железные дороги, проложить оптоволоконные кабели и линии связи, а также создать инфраструктуру.

Китаю необходимы надёжные маршруты для доставки товаров, а Россия желает обрести глобальное влияние, используя нефтяные компании и государственные банки, которые предоставляют кредиты находящимся в бедственном положении странам Южной Америки. С помощью таких крупных инфраструктурных проектов как канал в Никарагуа Китай и Россия связуют различные регионы Южной Америки и выводят их из-под политического влияния Америки. Пекин и Москва действуют мирным путём, используя лишь экономику. По мнению специалистов Лондонской школы экономики, Пекин в Латинской Америке преследует четыре цели: защищает ресурсы, добивается политической и экономической поддержки на региональных и международных форумах, призывает страны прислушиваться к Китаю, а не к Тайваню, и открывает новые рынки для китайских товаров.

Стратегические инвестиции, безопасность и возможность проецировать силу в сфере экономики, политики и геополитики не без помощи финансов – это те причины, по которым Китай и Россия объединяют усилия в Арктике, чтобы закрепиться вблизи США в странах Южной и Центральной Америки и, возможно, в районе Карибского моря. На первый взгляд, инициатива ОПОП и Арктический торговый путь объединяются ради инвестиций и развития транспортной сети, но главная цель активных торговых отношений Китая и России – это доступ к каналу в Никарагуа в Западном полушарии.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий