Холодная реакция Китая на альтернативу инфраструктурному проекту «Один пояс, один путь»

Широко обсуждаемый во всем мире китайский проект «Новый шелковый путь», стоимостью более триллиона долларов, призван связать страну супер-магистралями со странами Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы и Латинской Америки.

Belt-and-Road-2-960x576

В принципе, пакет менее масштабных региональных инфраструктурных проектов, способных составить конкуренцию китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП) — интригующий сценарий развития событий.

Но на самом деле этот план, предлагаемый Австралией, Соединенными Штатами, Индией и Японией, начинает напоминать «угрозу» амбициям второй экономики мира по наращиванию своего глобального влияния.

Как только во влиятельном аналитическом издании Australian Financial Review появились новости об этих планах, просочившиеся от высокопоставленного американского чиновника, Пекин сразу воспринял их как попытку противостоять распространению его влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Перед отъездом в Соединенные Штаты для встречи с президентом Дональдом Трампом, премьер-министр Австралии Малколм Тернбулл попытался представить этот проект в перспективе.

В ответ на вопрос, не является ли это антикитайской интригой, Тернбулл обвинил средства массовой информации в том, что они всегда рассматривают проблемы в духе соперничества времен холодной войны. «Мы не воспринимаем регион таким образом», – заявил он телеканалу Sky TV.

Даже Токио не преминул преуменьшить значение этого проекта ОПОП-2. Главный секретарь кабинета министров Японии Йошихиде Суга отметил, что это нормально для представителей большой четверки (США, Индия, Австралия и Япония) – регулярно встречаться и обмениваться мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес.

«Речь не идет о том, чтобы как-то противодействовать китайскому проекту ОПОП», – подчеркнул он.

Как бы то ни было, никто не сомневается в том, что когда премьер-министр Тернбулл направится в пятницу в Белый дом, Китай будет занимать важное место в повестке дня его беседы с Трампом.

Австралийский премьер уже говорил о необходимости «дополнительных инвестиций в инфраструктуру региона в объеме триллионов долларов», что можно истолковать как прямой вызов проекту «Нового Шелкового пути».

Естественно, к этому процессу могли бы подключиться 11 членов спорного Транс-Тихоокеанского партнерства, торгового блока, состоящего из Австралии, Брунея, Канады, Чили, Японии, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура и Вьетнама, несмотря  на то, что США вышли из ТТП при президенте Трампе.

Премьер-министр Тернбулл также попытается уравновесить лозунг вашингтонской администрации «сделать Америку снова первой» приверженностью идее прочных экономических связей с Китаем. В конце концов, ведь США являются единственным крупнейшим объектом австралийских зарубежных инвестиций объемом около 482 миллиарда долларов, и самым важным союзником Австралии.

«Австралийские компании, такие как Macquarie, Lendlease, Transurban и IFM, лидируют в мире в области финансирования и управления инфраструктурой» – сказал в интервью Би-Би-Си профессор Саймон Джекман, генеральный директор Центра исследований США в университете Сиднея. «Часть повестки дня Австралии в Вашингтоне будет заключаться не только в экспорте политической модели, но и в создании возможностей для инвестиций», – добавил он.

«ОПОП-2» также прекрасно вписался бы в эти параметры и мог бы оказаться комплементарным в отношении опыта Японии и Индии в области информационных и строительных технологий, а также производства стали – ключевых элементов для развития крупной инфраструктуры.

Но с точки зрения Китая, все это выглядит как прямое соперничество с программой «Новый Шелковый путь», которая была запущена президентом Си Цзиньпином в 2013 году, главным образом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Как и следовало ожидать, призрак США разрастается в размерах, когда дело доходит до комментариев по поводу планов ОПОП-2 в китайских государственных средствах массовой информации.

«Это нормально, вполне можно понять, почему Соединенные Штаты подталкивают другие народы к поиску «альтернатив» проекту «Один пояс, один путь». Причина заключается в том, что США всегда видели в китайской инициативе вызов своему мировому превосходству», – сказал старший научный сотрудник китайской Академии общественных наук Сюй Липин, в беседе с корреспондентом консервативного издания Global Times.

«Соединенные Штаты – единственная страна, обладающая опытом стратегического влияния на глобальном уровне. США обеспокоены тем, что Китай получит подобный опыт в связи с глобальным распространением инициативы ОПОП. Это попытка США сохранить мировое превосходство и не потерять своих союзников», – Добавил Сюй Липин.

Тем  не менее, несмотря на риторику, этот проект, вероятно, принесет экономические выгоды для региона, который отчаянно нуждается в модернизации инфраструктуры. В конечном итоге «два пояса и два пути» могут оказаться лучше, чем один.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий