29 июня в Санкт-Петербурге был принят в состав российского флота новейший ледокол «Александр Санников». Ледокол построен на Выборгском судостроительном заводе по проекту компании Aker Arctic в рамках программы предприятия «Газпром нефть». «Александр Санников» будет сопровождать танкеры, которые отправятся от Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения по Северному морскому пути. Судно внесёт свой вклад в круглогодичные поставки арктической нефти на мировой рынок.
Корабль длиною в 121 метр стал первым ледоколом, построенным по программе «Время Арктики». «Александр Санников» способен преодолевать двухметровую толщу льда, он поможет танкерам добираться до терминала «Ворота Арктики» в Обской губе. Шесть танкеров уже обслуживают Новопортовское месторождение, и новый ледокол в августе начнёт сопровождать эти суда.
Благодаря дизельным двигателям мощностью в 22 мегаватта «Александр Санников» по ледопроходимости может сравниться с атомными ледоколами. В этом ему помогает особая конструкция корпуса и винторулевые колонки. Обычные ледоколы врезаются в лёд и ломают его за счёт своей массы, в то время как корпус «Александра Санникова» режет и перемалывает лёд, что повышает манёвренность. На чистой воде ледокол развивает скорость в 16 узлов, а разворот на 360 градусов занимает минуту.
Судно способно проработать в автономном режиме до 40 дней в условиях экстремально низких температур – при минус 50 градусах Цельсия. Электроника управляет системами жизнеобеспечения корабля, запускает генераторы, синхронизирует работу оборудования, отслеживает появление нештатных ситуаций, контролирует температуру и рабочие режимы на всех палубах ледокола. Благодаря автоматизации для управления ледоколом необходимо в два раза меньше людей, чем обычно.
На корабле расположена пожарная станция, госпиталь, вертолётная площадка, аварийные катера. Также есть крепкая лебёдка и кран, грузоподъёмность которого составляет 26 тонн. Поэтому помимо сопровождения танкеров «Александр Санников» может самостоятельно перевозить грузы, буксировать суда и принимать участие в спасательных операциях.
Председатель правления «Газпром нефть» Александр Дюков сообщил, что по прогнозам компании, потребность рынка перевозок по Северному морскому пути к 2030 году увеличится на треть. По словам Дюкова, развитие собственного арктического флота поможет компании лидировать в российской Арктике.
Значительная часть оборудования ледокола «Александр Санников» произведена в России. К примеру, северодвинский «Центр судоремонта “Звёздочка”» (входит в «Объединённую судостроительную корпорацию») снабдил корабль носовым подруливающим устройством. Отечественные предприятия разработали навигационное оборудование, ходовой мостик и генераторы для ледокола.
Ожидается, что эксплуатация ещё одного высокотехнологичного ледокола «Андрей Вилькицкий» начнётся в октябре.
Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» расположен в Обской губе вблизи мыса Каменный. Отгрузка нефти через терминал началась в 2014 году, зимние поставки стартовали в 2015 году. Посредством терминала «Газпром нефть» планирует ежегодно поставлять до 8 миллионов тонн нефти.