Это ярко продемонстрировал недавний двусторонний саммит, прошедший в октябре в ходе визита Владимира Путина в Индию, где обе стороны выразили намерение сотрудничать в осуществлении нефтегазовых проектов в России, включая освоение российского арктического шельфа и побережья Печорского и Охотского морей. Россия уже снабжает Индию сжиженным природным газом, а в 2017 году корпорация «Роснефть» приобрела 49-процентный пакет акций индийской нефтяной компании Essar Oil Ltd.
С точки зрения Москвы, эти отношения воплощают ее широко провозглашаемую концепцию многополярности, а для Индии они служат весомым подтверждением ее статуса растущей и независимой великой державы.
Эти сделки, возможно, отчасти являются встречной услугой в ответ на неподчинение Индии американским санкциям и подписание контрактов на приобретение российской системы противовоздушной обороны С-400 на общую сумму 5,5 миллиардов долларов. Объем двусторонних энергетических сделок между Москвой и Нью-Дели уже достиг 23 миллиардов, включая 13 миллиардов, заплаченных за акции Essar Oil, и 10 миллиардов индийских инвестиций в российские энергетические компании.
Москва давно стремилась привлечь индийские инвестиции в свой энергетический сектор, особенно в дорогостоящие проекты, связанные с арктическим регионом. В то же время Индия, чьи энергетические потребности огромны и продолжают расти, существенно продвинулась в своем стремлении к усилению влияния в Арктике. Таким образом, заключенные контракты идеально отвечают интересам обеих сторон в нынешних трудных условиях (учитывая санкции США в отношении России и постоянные проблемы Индии в обеспечении своей энергетической безопасности).
Следует отметить, что двусторонние деловые связи не ограничиваются энергетикой. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который управляет капиталом в объеме 10 миллиардов долларов, заинтересован в инвестициях в индийскую технологическую индустрию и другие секторы. Учитывая такие цифры, очевидно, что этот аспект отношений сам по себе обладает большим значением.
Во-первых, как подчеркивают индийские комментаторы, оружейные сделки с Россией остаются по-прежнему необходимыми, поскольку Индия удовлетворяет большую часть своих потребностей в военной сфере за счет российской техники. Хотя относительный вес этой зависимости в последние годы снизился, и это снижение, по всей вероятности, продолжится, Индия по-прежнему нуждается в российской помощи, особенно в связи с тем, что провозглашенная премьер-министром Нарендрой Моди программа «Make in India» пока не достигла существенного успеха в оборонной индустрии.
Во-вторых, эти продажи подтверждают всем наблюдателям, что Индия продолжает действовать как независимая и неприсоединившаяся крупная держава, даже несмотря на то, что ее связи с США продолжают расти. Рискованная игра Нью-Дели с Вашингтоном, объявившим о вторичных санкциях для тех, кто будет приобретать российские системы ПВО, вероятно, объясняется именно этим независимым статусом и демонстрацией возможности привлекать продавцов из любых стран мира.
В-третьих, несмотря на многолетнее стремление Индии импортировать американский сжиженный газ, США пока не могут в полной мере воспользоваться этим из-за недостаточной мощности своей нефтепереработки, терминалов, а также бюрократических ограничений на экспорт газа. Это означает, что Индия вынуждена приобретать энергоносители, где только возможно, у любых надежных продавцов, способных поставлять энергоносители с минимальными ограничениями, а лучше вообще без таковых.
В-четвертых, Москва, столкнувшаяся с жесткими западными, и не только американскими, санкциями, вынуждена искать клиентов, готовых разделить с ней значительные издержки, связанные с разведкой и разработкой арктических месторождений, а также их подготовкой для экспорта энергоресурсов. Многолетнее партнерство с Индией всегда подталкивало Москву к привлечению индийских инвестиций в арктические и другие энергетические холдинги.
Наконец, Москве нужны не только клиенты и друзья, но и поддержка других крупных азиатских держав, чтобы не стать чрезмерно зависимой от китайских энергетических инвестиций и импорта. Эта зависимость, вероятно, уже сформировалась, но огромные вложения в Индию и крупные контракты на поставку и совместную добычу нефти и газа с индийскими компаниями частично уравновешивает зависимость России от китайского капитала и компаний.
На российском Дальнем Востоке недавно состоялся визит многочисленной делегации представителей деловых кругов Индии, что стало очевидным проявлением заинтересованности России в индийских инвестициях в этот регион, по-прежнему страдающий от нехватки иностранных инвестиций и чрезмерной зависимости от Китая.
Учитывая эти и другие факторы, и даже не принимая во внимание такие проблемы как Афганистан и общую антипатию к исламистскому терроризму, представляется очевидным, что индийско-российские отношения имеют прочную основу в виде взаимных потребностей и интересов, даже если им и не суждено вернуть прежний исключительный статус.
Для Москвы эти отношения воплощают концепцию многополярности, а для Индии они служат подкреплением ее статуса независимой и растущей великой державы. Партнерства и альянсы в мировой политике порой продолжались очень долго даже на гораздо более слабых основах, так что нет никаких причин ожидать, что индийско-российское партнерство развалится, даже если со временем оно на самом деле несколько утратит свою исключительность.