В начале ноября появились рассекреченные документы, содержащие новые подробности участия Центрального разведывательного управления (ЦРУ) в свержении чилийского президента-социалиста Сальвадора Альенде. «Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы навредить режиму Альенде и свергнуть его», – заявил министр обороны США Мелвин Лэрд в ходе встречи с избранной группой чиновников после победы социалистов на выборах в Чили.
Со дня инаугурации Альенде в качестве главы государства американский президент Ричард Никсон и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер плели всевозможные интриги с ЦРУ, чтобы свергнуть демократически избранного Сальвадора Альенде, который воспринимался многими как источник угрозы и возможного «коммунистического» влияния в регионе, а также в Европе.
Оба главных сценария были разработаны лично Киссинджером. Первый состоял в установлении дипломатических отношений с правительством Альенде и поддержке оппозиционных партий до следующих выборов, чтобы повлиять на голоса избирателей. Второй способ – военный переворот, который являлся излюбленной тактикой ЦРУ. С точки зрения Соединенных Штатов, широко использовавших пропаганду демократии для оправдания своего вмешательства во внутренние дела стран Латинской Америки и всего мира, не было ничего предосудительного в том, чтобы разрушить давнюю демократическую традицию Чили, поддержав военный переворот якобы во имя демократии.
Рассекреченный недавно документ, в котором приводится подробное содержание беседы, датированной 6 ноября 1970 года, иллюстрирует позицию Киссинджера, который настаивал на использовании прямого насилия против правительства Альенде. Он категорически не желал идти на более долгий вариант с установлением межгосударственных отношений, поскольку опасался, что Альенде «укрепит свои позиции», а затем двинется против нас».
Заместитель госсекретаря Джон Ирвин поддержал аргументы Киссинджера, настаивая на том, что Соединенные Штаты должны сыграть на стороне чилийской оппозиции, чтобы добиться падения правительства Альенде. «Мы должны применить насилие только в том случае, если будем уверены, что это окажет значительное влияние на внутренний расклад сил таким образом, что повредит Альенде и помешает укреплению его позиций. Это означает, что нам, возможно, придется делать такие вещи, которых мы не хотели бы делать».
Особенно примечательным является упоминание президентом США Ричардом Никсоном военных, которых он противопоставил «другим», имея в виду чилийских интеллектуалов, которые, по его словам, «не подвержены нашему влиянию». План состоял в усилении позиций военного комплекса в Латинской Америке при одновременной дестабилизации правительства Альенде экономическими средствами. Бразилия и Аргентина упоминаются как потенциальные союзники США в регионе, две страны, которые будут принимать участие в операции «Кондор» –поддерживаемом США региональном сотрудничестве в Латинской Америке с целью искоренить «марксистскую подрывную деятельность». Америка поддерживала тактику чилийского диктатора Аугусто Пиночета, применявшего похищения людей, пытки и бесследные исчезновения политических оппонентов.
Этот акцент на контактах с военными также имеет отношение к брифингу директора ЦРУ Ричарда Хелмса, который отмечает оппозиционные настроения по отношению к социализму Альенде среди офицеров. «Были некоторые важные фигуры, как в военных, так и в политических кругах, которые придерживались мнения, что Альенде нельзя позволить привести к власти марксистский режим», – говорится в рассекреченном документе.
Влияние Киссинджера и ЦРУ сыграло решающую роль в перевороте, который разорил Чили. Примечательно, что риторика Киссинджера о том, что Чили может оказать пагубное влияние на политику за пределами Латинской Америки и тем самым изменить положение США в мире, во многом определила решение президента Никсона, который изначально предпочитал вариант нормализации отношений и вмешательства в будущие выборы. Однако связи Киссинджера с ЦРУ оказались более влиятельными. Часть документов, рассекреченная в 2014 году, также показывает, что ЦРУ готовило заговор против Альенде еще до его победы на выборах, и Киссинджер запрашивал точные планы действий, чтобы воспрепятствовать проведению честных выборов.
Чтобы добиться поддержки военного переворота в политических кругах США, Киссинджер всячески преуменьшал жестокость Пиночета. «Я полагаю, мы должны осознавать, что наша политика исходит из того, что как бы грубо они ни действовали, это правительство для нас в любом случае лучше, чем Альенде», – говорил он. В 1976 году Киссинджер назвал Пиночета жертвой преследования левых сил. О тысячах замученных и исчезнувших людей, гибель которых непосредственно связана с деятельностью США через ЦРУ и печально знаменитую «Школу Америк» (SOA), теперь именуемую «Институтом западного полушария по сотрудничеству в сфере безопасности» (WHISC), не было произнесено ни слова. И только после убийства Орландо Летелье в Вашингтоне Соединенные Штаты приняли решение пересмотреть свою открытую поддержку чилийской диктатуры, наследие которой влияет на ситуацию в стране до сих пор.