Рост цен на нефть не означает лучших перспектив для российского рубля

Сделанный экспертами финансового конгломерата ING прогноз повышения цен на нефть в 2021 год на 9 долларов за баррель означает увеличение российского экспорта на 25 миллиардов долларов в год. Но этот рост будет стерилизован дополнительным приобретением иностранной валюты на сумму 15 миллиардов долларов и нарастанием оттока капитала из-за внутренних и внешних проблем. Эксперты ING не видят причин для улучшения своего прогноза в отношении курса рубля на уровне 72-73 в первой половине 2021 года, хотя укрепление финансовой стабильности несколько обнадеживает.

Высокие цены на нефть выгодны бюджету, а не валютному рынку

Министерство финансов России объявило об увеличении ежемесячных закупок иностранной валюты с 0,6 миллиарда долларов в феврале до 2 миллиардов долларов в марте, что выше консенсус-прогноза агентства Reuters в 1,6 миллиарда долларов и немного выше ожиданий ING. Рост закупок иностранной валюты в соответствии с бюджетными правилами, которые проводит ЦБ РФ на рынке, отражает существенное повышение среднемесячной цены на нефть на 7 долларов за баррель в феврале и пересмотр в сторону увеличения доходов бюджета от продажи нефти за последний месяц. Эксперты положительно оценивают тот факт, что бюджет почти полностью извлекает выгоду от высоких цен на нефть, несмотря на сделанные ранее предупреждения о сокращении экспорта нефти в феврале. В то же время объявление о мартовской валютной интервенции в целом соответствует экспертному мнению об относительной нейтральности цен на нефть в отношении динамики рубля. По сравнению с прошлым годом курс рубля вырос по отношению к доллару всего на 1%, несмотря на рост цен на нефть на 21%.

Вслед за устойчивой динамикой товарных рынков ING повысил прогноз цен на нефть на 2021 год примерно на 9 долларов за баррель, что соответствует предположению о цене на нефть марки Urals в 63 доллара за баррель по сравнению с предыдущей оценкой 54 доллара. По расчетам, это означает существенное увеличение годового прогноза текущего платежного баланса на 25 миллиарда долларов — до 70 миллиардов в 2021 году. Между тем, основным бенефициаром этого роста будет бюджет, поскольку большая часть дополнительного текущего баланса (15 миллиардов долларов) будет стерилизована покупкой иностранной валюты в соответствии с бюджетным правилом, и в этом году проводятся валютные интервенции на уровне 25 миллиардов долларов по сравнению с предыдущими ожиданиями в 10 миллиардов долларов. Оставшиеся 10 миллиардов дополнительных текущих операций подвержены риску значительного оттока частного капитала, о чем свидетельствуют неутешительные январские данные.

Не оказывая прямого положительного воздействия на рубль, это может помочь оградить российскую валюту от дополнительной внешней волатильности за счет усиления макроэкономической стабильности. Общий внешний долг в размере 32% ВВП, государственный долг менее 20% ВВП, ликвидные валютные сбережения в суверенном фонде на уровне 8% ВВП, ожидаемый профицит платежного баланса в размере 4,5% ВВП в сочетании с заниженной доходностью валюты во второй половине этого года – все это должно сделать рубль менее уязвимым к воздействию глобальных колебаний, связанных с распродажей казначейских облигаций США, по сравнению с большинством других валют на развивающихся рынках. В то же время более высокие цены на нефть вряд ли оградят рубль от ряда уже существующих проблем, специфических для России, включая внешнеполитическую неопределенность (недавние санкции США не усугубили положение, но риск дальнейшего ужесточения остается) и отток частного капитала из-за низкого доверия на местном уровне.

Осторожный оптимизм в отношении рубля сохраняется, но риски волатильности высоки

Высокие цены на нефть не могут напрямую привести к укреплению рубля, но они помогают укрепить преимущество России, повышая ее макроэкономическую стабильность по сравнению с другими развивающимися странами и потенциально ослабляя негативное влияние недавних колебаний на мировые рынки облигаций. Поэтому можно по-прежнему придерживаться осторожно-оптимистических ожиданий в отношении курса российской валюты на уровне 73,0 доллара США за рубль к концу 1 квартала 2021 года и на уровне 72,0 к середине года. Между тем, специфические российские проблемы с движением капиталов, в том числе сохраняющаяся внешнеполитическая неопределенность и низкий уровень доверия местным властям, остаются фактором риска, который может поставить под сомнение достижение целевого показателя 73 на конец года и вызывать колебания курса рубля в широком диапазоне в течение всего года. Данные по платежному балансу за февраль, которые будут опубликованы 10 марта, станут следующей важной точкой в оценке перспектив оттока капитала.

Во второй половине 2020 года рубль отставал от конкурентов в доходности из-за специфических для России рисков, но с начала нынешнего года ситуация стабилизировалась.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий