Украина: для чего накаляется замороженный конфликт?

Ужасная особенность «замороженных конфликтов» заключается в том, что для эскалации и перерастания в «горячее» вооруженное насилие не требуется никаких усилий, а для остановки или хотя бы паузы требуется консенсус, а это вовсе не так просто. Замороженный конфликт на украинском Донбассе проходил через этот цикл многократно и сейчас, похоже, приближается к очередному витку.

Впрочем, на этот раз имеет место большая неопределенность, поскольку международная обстановка крайне сложна, и консенсус с участием России с одной стороны и Франции, Германии и США с другой является практически недостижимым. Отношения между Россией и Европой почти разрушены, а кроме того, добровольное прекращение враждебности со стороны европейских союзников по отношению к Москве может сильно не понравиться администрации Байдена.

Помимо эпизодических нарушений режима прекращения огня на Донбассе, в последнее время Киев перешел к открытой политике враждебности в отношении Москвы. В феврале Украина вышла из соглашений о гражданской авиации и совместном использовании воздушного пространства, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств в 1991 году сразу после распада Советского Союза. Кроме того, Киев резко сократил свою торговлю с Россией, сведя ее к минимуму.

Кремль в конце февраля выразил сожаление по поводу того, что украинское руководство «фактически отвергает любые отношения и встает на недружественный, а порой откровенно враждебный путь». Совпадение это или нет, но рискованный курс, выбранный Киевом, во многом отражает воинственную риторику администрации Байдена по отношению к России и развивается параллельно с развертыванием сил НАТО у западных границ России, прежде всего в черноморском регионе.

На прошлой неделе Москва сообщила, что количество полетов натовских самолетов-шпионов в непосредственной близости от российских  границ выросло за первые три месяца 2021 года на 30 процентов, и только за прошлую неделю российские радары зафиксировали 50 иностранных военных самолетов, которые вели воздушную разведку вблизи государственной границы.

Разумеется, больше всего Россию беспокоят американские Военно-морские силы, которые, вместе со своими союзниками по НАТО «резко усилили военное присутствие в Черном море». Согласно комментарию «Голоса Америки», прозвучавшему в начале февраля, всего через две  недели после инаугурации Байдена, это является частью стратегии, призванной продемонстрировать, что «предпринятая Москвой милитаризация вод между Европой и Азией после аннексии Крыма в 2014 году не останется без ответа».

В частности, в упомянутом комментарии говорилось о «крупнейшем развертывании ВМС США в Черном море с 2017 года». В феврале ракетный эсминец Porter вошел в черноморские воды, чтобы присоединиться к другому эсминцу, Donald Cook, и кораблю-заправщику Laramie для выполнения операций вместе с другими кораблями НАТО и Украины в рамках совместных учений.

Пресс-секретарь НАТО заявил, что североатлантический альянс усиливает свое присутствие в Черном море «в ответ на предпринятую Россией незаконную и нелегитимную аннексию Крыма и продолжающееся наращивание военной мощи на полуострове». Примечательно, что незадолго до развертывания военно-морских сил США в этом регионе Джо Байден предупредил Москву о своем намерении «действовать твердо» против российской агрессии.

Неудивительно, что Россия отреагировала на совместные учения западных стран в начале февраля, перебросив в Крым систему залпового огня «Бастион» и развернув в Черном море свой фрегат «Адмирал Макаров». Следует признать, что комментарий «Голоса Америки» дает довольно четкое представление об общей направленности возглавляемой Соединенными Штатами военной эскалации в Черном море.

«Кремль хочет предотвратить превращение Черного моря в «озеро НАТО», а также стремится к тому, чтобы ни один новый энергетический коридор Восток-Запад не мог обойти Россию или ослабить ее контроль над нефтегазовым экспортом. Кроме того, российские вооруженные силы используют Черное море для своих военно-морских операций в Восточном Средиземноморье на стороне сирийского президента Башара аль-Асада и военного лидера Халифы Хафтара, главнокомандующего Ливийской национальной армией».

Достаточно сказать, что Украина заранее подготовлена как геополитический инструмент против России. Разумеется, это «беспроигрышный вариант» для Вашингтона и Киева. Правление президента Владимира Зеленского, пришедшего к власти в 2019 году благодаря обещаниям урегулировать конфликт вокруг Донбасса и вывести отношения с Россией в «более спокойные воды», привело к полному тупику на востоке страны и резкому ухудшению отношений с Кремлем. Хуже того, Европа потеряла интерес к киевскому режиму, а Дональд Трамп его просто проигнорировал.

Таким  образом, бывшему комику Зеленскому просто нечего терять. Он будет всячески заигрывать со своей украинской аудиторией, которая разочарована его правлением, одновременно предоставляя себя в распоряжение команды Байдена в Вашингтоне в качестве незаменимого «мальчика на побегушках», и, пожалуй, может даже что-нибудь получить за это, например, политическую, военную и финансовую поддержку США.

По всей видимости, развертывание российских войск на границе с Украиной является предупредительным шагом Москвы, чтобы Зеленский не совершил какого-либо опрометчивого поступка, как в свое время сделал грузинский президент Михаил Саакашвили с «подачи» Хиллари Клинтон. В 2008 году это привело к краткосрочному конфликту с Россией и отделению двух автономных республик от Грузии. Фактически, в прошлый четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров прямо предупредил, что любые попытки Запада начать новый военный конфликт на востоке Украины приведут к разрушению украинской государственности.

Лавров сказал, что большая часть украинских военных, похоже, понимает опасность «горячего» конфликта на Донбассе. «Я очень надеюсь, что они не поддадутся политикам, подстрекаемым Западом во главе с Соединенными Штатами. Президент России Путин сказал это не так давно, и это его заявление по-прежнему актуально. Те, кто попытается развязать новую войну на Донбассе, уничтожат Украину», – добавил он.

В этой ситуации Кремль не может не быть начеку, учитывая грядущие парламентские выборы в России. Однако если оставить в стороне обеспокоенность по поводу странного поведения Зеленского, по оценке экспертов вашингтонского Института исследования проблем войны, «маловероятно, что в настоящее время Россия готовится к какому-либо крупному или локализованному наступлению». Именно так понял журналист газеты Washington Post Дэвид Игнатиус представителей Пентагона, которые видят в российских действиях (в развертывании участвуют около 4 тысяч военнослужащих) больше признаков учебной операции, чем подготовки к вторжению.

Однако проблема замороженных конфликтов геополитического характера заключается в том, что если их «разогреть», они легко приобретают собственную динамику. В своей статье Игнатиус процитировал высокопоставленного чиновника администрации Байдена. «Мы не стремимся ни к перезагрузке отношений с Россией, ни к эскалации напряженности. Наша цель – заставить Москву заплатить за те действия, которые мы считаем неприемлемыми. В то же время мы стремимся к стабильности и предсказуемости, снижая накал конфликта. Если они склонны поднимать его температуру, мы к этому готовы», – написал Игнатиус и отметил, что США рассматривают различные варианты ответных действий, включая «ускоренную помощь Украине и санкции».

Вот в чем подвох! Последний призыв Зеленского к развертыванию сил НАТО на Украине, возможно, имеет гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Шквал телефонных звонков  из Вашингтона в Киев от госсекретаря, министра обороны и даже самого президента Байдена за последние три дня с обещаниями защитить Украину – это сигнал Москве, которая неоднократно называла неприемлемым для себя вариант вступления Украины в НАТО и размещение на ее территории войск альянса.

Примечательно, что финансируемое Кремлем издание RT отметило в одном из комментариев, что «ситуация чем-то напоминает карибский кризис 1962 года… который привел две сверхдержавы на грань ядерной войны». Похоже, Кремль стремится к такой же мирной развязке, как 60 лет назад. Но хочет ли Байден того же, чего и Кеннеди, когда суть игры как раз и заключается в том, чтобы дразнить медведя?

Если задуматься, администрации Байдена выгодно устроить «медвежий капкан» для Кремля. Россия вязнет в затянувшемся противостоянии, что лишает Путина части общественной поддержки накануне выборов, в то время как Вашингтон получает свободу действий и может легко натравить Украину на Россию, сплотить союзников по НАТО и укрепить свое трансатлантическое лидерство. В общем, похоже, Байден не спешит нажимать кнопку «пауза» и возвращать Украину в режим замороженного конфликта.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий