В России собираются запустить проект по внедрению искусственного интеллекта (ИИ) и алгоритмов машинного обучения в производство и эксплуатацию военных самолетов.
О мерах, направленных на обеспечение безопасности полетов, недавно объявили Служба безопасности полетов Минобороны и АО «РТ-Техприемка», являющееся дочерним предприятием госкорпорации «Ростех».
Подпись к изображению: Российский многоцелевой истребитель МиГ-35
Оснащение техники системами искусственного интеллекта позволит избежать ошибок из-за человеческого фактора. В этом ключевую роль могут сыграть технологии обработки больших массивов данных. Использование искусственного интеллекта и машинного обучения позволит не только повысить безопасность полетов, но и вывести на новый уровень боевые действия авиации.
Как сообщается, новая система будет использовать прогностическую аналитику — прогнозирование возможных будущих сценариев на основе исторических данных. Этот новый подход, получивший широкое распространение, обеспечивает точность до 90%. Его можно использовать на разных этапах, связанных с обеспечением авиационной безопасности – в производстве, эксплуатации и ремонте техники, что позволяет осуществлять долгосрочное планирование решения вопросов качества.
Таким образом, внедренная в производственные процессы система сможет оценивать вероятность возможных будущих отказов оборудования. На более позднем этапе технического обслуживания она сможет определять факторы, влияющие на функционирование техники, выявляя основные причины неисправностей.
Российская корпорация «МиГ» уже объявила, что ее многоцелевой истребитель МиГ-35 будет оснащен элементами искусственного интеллекта, которые будут помогать пилоту принимать решения.
Роберт Пирс из Управления исследовательских миссий по аэронавтике НАСА заявил, что «по мере усложнения систем нам нужно будет применять искусственный интеллект и аналитику больших данных, чтобы собрать всю эту информацию воедино, помочь нам сделать выводы и своевременно принять все необходимые меры в режиме реального времени, чтобы не довести проблемы до сбоев».
Новые подходы будут полезны не только в военной авиации, но и в гражданской. Эксплуатация самолетов Airbus A350, который называли самым совершенным авиалайнером, предусматривает работу с большими потоками разнообразных данных. Эти данные можно преобразовать с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения в полезную информацию для повышения безопасности полетов.
В военной сфере ИИ поможет значительно расширить способы ведения боевых действий. Согласно сообщениям издания Air Power Asia, «ИИ расширит возможности ведения воздушной войны, помогая решать такие задачи, как идентификация целей, выдача целеуказания, слежение за целями, выбор оптимального маневра для атаки и ведение боевых действий в автономном режиме».
В настоящее время в области использования ИИ в военной сфере лидируют Соединенные Штаты благодаря своей усовершенствованной автоматизированной системе целеуказания (ATLAS), повышающей эффективность огневого воздействия, и беспилотным авиационным системам. Но от США не отстает Китай со своим боевым беспилотником Ziyan Blowfish A2, который может выполнять множество сложных боевых задач в автономном режиме.
Последние шаги России по созданию собственных систем могут усилить мировую конкуренцию в этой сфере. «Благодаря новым технологиям оптимизируются работы по ремонту и техническому обслуживанию, сокращаются простои, а оператор будет получать полную информацию о состоянии оборудования и, что самое главное, сможет предотвратить возможные отказы техники», — говорит генеральный директор компании «РТ-Техприемка» Владлен Шорин.
«Сейчас мы находимся на пороге широкомасштабного исследовательского проекта, на основе которого будут обучаться модели. Для достижения максимальной точности обучение должно проходить в несколько этапов, с добавлением или удалением некоторых наборов данных», — добавил Шорин.
Но у ИИ, как и у других технологий, есть и обратная сторона медали. В крушении Airbus AF 447 1 июня 2009 года частично виноват автопилот, отключивший ИИ из-за несогласованного ввода данных о воздушной скорости от заблокированных датчиков. В конце концов, ИИ не способен компенсировать человеческую ошибку, закравшуюся в его программный код.