Скрытые проценты


В период становления банковской системы России, в 90-е годы, банки почти не занимались кредитованием физических лиц. Дело в том, что в то время банки сами брали деньги под очень высокий процент. А так как работали они только с отдельными привилегированными клиентами то и были вынуждены, честно показывали свои проценты за кредит.
Но в дальнейшем, по мере усиления контроля государства за деятельностью банковского сектора экономики и ужесточения законодательства, банки стали меньше зарабатывать, прежде всего, из-за сокращения высокодоходных нечестных операций. И банковскому сообществу пришлось искать новые возможности зарабатывания денег.
Изучив зарубежный опыт, где сектор потребительского кредитования развит очень широко, наша банковская система выбрала тактику жесткой конкурентной борьбы и максимального извлечения прибыли из клиентов. Этому способствовал и начавшийся бум потребительского кредитования. В кредит покупали и покупают все и сотовые телефоны и квартиры. Азарт появившихся легких денег не дает возможность реально оценить финансовую ситуацию, в которой, зачастую оказывается клиент банка.
С целью завлечь клиентов банки стали скрывать реальную процентную ставку. Просто потому что ЦБ и ФАС всего лишь рекомендуют банкам работать по реальной ставке но, оказывается, делать это совсем не обязательно. И поэтому в банке говорят об одном проценте, а считают по другому. В графике платежей рассчитывают и показывают только возврат процентов по кредиту. К стоимости кредита надо обязательно добавлять плату за рассмотрение заявления и выдачу кредита, обналичивание средств, ведение ссудного счета. Появляются обязательные расходы на страхования квартиры и жизни заемщика, а также процент на оформление документов. Все это и есть те самые скрытые проценты, которые банки не показывают, опасаясь отпугнуть клиента. Хотя сейчас дешевле обходиться купить документы для кредита чем ходить в каждые инстанции.
Эти же скрытые проценты не дают развиться честной конкуренции в секторе кредитования. Обманутый клиент идет в тот банк, чей рекламный процент более низок, заставляя и остальные банки работать по такой же схеме.
Рано или поздно и наша банковская система будет вынуждена прийти к работе без скрытых процентов. Законодательство и государство постепенно ставят во главу угла интересы клиента. Чему будет способствовать вступление в ВТО и появление на нашем финансовом рынке зарубежных банков, уже прошедших путь становления честных отношений со своими клиентами.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0