Источник перевод для mixednews – antilopa
26.06.2012
Этим утром, разыскивая в лабиринтах интернета каких-нибудь интересные новости, связанные с Россией, я наткнулся на статью в Guardian, которую вполне можно назвать худшим образцом из всего написанного о России, что я видел в 2012 году. Статья Алекса Драйдена «Путин призывает Дарта Вейдера ужесточить контроль над российскими энергоресурсами», столь занимательно озаглавленная, настолько фантастически неверна, как в деталях, так и сама её тема, что поистине удивительно, что она вообще была опубликована. На самом деле эта статья, как и удручающе обширная часть публикаций в западных СМИ о России, добавляет отрицательную стоимость: если вы ничего не знаете о России и прочтёте произведение Драйдена, вы будете знать даже меньше, потому что будете верить множеству заведомо ложных утверждений.
Перейдем теперь к самой статье, там есть чем заняться. Я буду приводить цитаты из статьи, выделяя фрагменты, вызывающие возражения, и прокомментирую их:
«Но буква «р» в аббревиатуре БРИКС выглядит всё более уязвимой, когда Владимир Путин возвращается к президентству и прижимает экономику государственным контролем«.
Почти во всех источниках, которые мне приходилось читать, утверждается прямо противоположное: что Путин и Медведев планируют обширную (если не сказать огромную) серию приватизаций, и они потратили изрядное время на привлечение иностранных инвесторов (особенно иностранных нефтяных компаний). Возможно, Путин неискренен, когда заявляет о поддержке приватизации, но я не видел никаких признаков государственного контроля над российской экономикой, хотя этот контроль и могут «прижать», ещё больше по сравнением с началом этого года.
«В России наблюдается резкое сокращение численности населения. В большей части из-за потока эмиграции, который почти полностью состоит из самых молодых и умных. Остальная часть — из-за уменьшения продолжительности жизни и рождаемости».
В этой цитате нет ничего верного. Население России («резко сокращающееся») в 1-м квартале 2012 года увеличилось на 31 тыс. человек. Более того, этот прирост был вызван вещами, которые Драйден назвал отсутствующими: увеличением иммиграции, ростом продолжительности жизни и повышением рождаемости. Кроме того, если недостаточно указанных ошибок, чистый уровень иммиграции в Россию на самом деле был положительным уже с середины 1990-х: ни в одной точке за последние 20 лет снижение численности населения России не было вызвано эмиграцией (оно было вызвано вспышкой смертности мужчин и смертности от внешних причин, два фактора, которые Драйден считает неподходящими для упоминания). Это его высказывание — нагромождение ужасающих фактических ошибок и столь вопиющей неправды, что читающий эту статью будет значительно меньше информирован об объективной реальности, чем до её прочтения. Читатель подумает, что численность населения России (в целом не меняющаяся в последние 4 года) падает в штопоре, и что это сокращение обусловлено несуществующим всплеском эмиграции.
«Однако, до недавнего переизбрания Путина президентом, для тех немногих, кто сколотил баснословные состояния и имеет влияние в элите силовиков, жизнь была хорошей в последние 10 лет».
Сложно согласовать с этой басней о хищной элите силовиков, распоряжающейся всеми государственными ресурсами, рассказы о «зарождающемся среднем классе» (которые имеют преимущество быть правдой). На самом базовом уровне эти вещи не могут быть правдивыми одновременно. Судя по тому, что десятки тысяч москвичей, принадлежащих к среднему классу, недавно прошли маршем по улицам, а также по тому факту, что реальная российская зарплата в 2012 году примерно в три раза выше, чем была в 2000-м, становится вполне ясно, что российский экономический пирог не был экспроприирован Сечиным (также стоит помнить, что у России олигархический коэффициент Джини сейчас меньше, чем у США).
«Так же, как с недавним драконовским законом об уличных протестах, обстоит дело и в экономике. «Он судорожно ужесточает контроль над экономикой через свои старые связи в КГБ и в кланах силовиков», — сказал один инсайдер».
Здесь опять же, много инсинуаций и отсутствуют доказательства. Какое «ужесточение» происходит на самом деле? Я так понимаю, что «ужесточение» означает, что Путин захватывает активы или создаёт другие зоны экономики под своим личным контролем. Всё что я могу сказать — ничего подобного не происходит. И вряд ли я одинок в этом суждении: многие другие источники, вполне из мейнстрима — к примеру, Reuters — обратили внимание на разительный контраст между политикой Путина в энергетике в 2012 году, нацеленной на привлечение иностранных партнёров, и «ресурсным национализмом» начала и середины 2000-х. Возможно, что привлечение Сечиным и Путиным таких крупных транснациональных корпораций, как Exxon Mobil, Eni, and Statoil, является большой ложной наводкой, корпорационной маскировочной кампанией, которая на самом деле приведёт к тому, что Сечин и Путин получат беспрецедентный контроль над российским энергетическим сектором. Однако не похоже, чтобы можно было легко одурачить Рекса Тиллерсона, и если бы Сечин и Путин действительно пускали ему пыль в глаза, они заслуживали бы премии Оскар.
Без сомнения, российский энергетический сектор будет оставаться под сильным влиянием государства и зависеть от него, но по существу — поскольку роль иностранных нефтяных компаний возрастает, то контроль Путина стал «слабее», чем раньше.
«В отличие от других стран БРИК, Россия отказывается от своих экономических полномичий, вся эта шаткая система будет опираться на международную цену нефти. Цена нефти $117 достаточна для окупаемости бюджета России, но текущая цена намного ниже, и по прогнозам, упадёт ещё больше. Должна ли Россия оставаться в БРИК? Как говорит американский экономист Нуриэль Рубини, «Россия больше брык, чем БРИК».
В настоящее время все страны БРИК испытывают экономические проблемы разного рода, и до сих пор Россия держалась лучше остальных. Как отметил недавно глава московского отдела столь «русофильского и про-путинского» Голоса Америки: «БРИК уже не ‘брык’, возможно, в этом году экономический прирост России будет больше, чем у Бразилии и Индии. Российский экономический рост может приблизиться к китайскому». Но не верьте на слово мне или Джеймсу Бруку. Посмотрите сами на результаты российской экономики в 2011-м и 2012-м: по темпам роста она явно опережает Бразилию и находится на значительно более высоком уровне комплексного развития, чем Индия или Китай. Что касается Рубини, я уже ответил на его редакционное требование, чтобы Запад «очернял» Россию. И здесь вновь замечу, что если вы собираетесь очернять Россию за автократию, слабое развитие и коррупцию, вы должны также очернять Китай (намного более автократичный, чем Россия) и Бразилию (с меньшими темпами роста, чем у России), если не Индию (также хронически коррумпированную и с последовательным замедлением роста).