Когда разразился кризис доткомов (интернет-компаний) или когда лопнул ипотечный «пузырь», на рынке всегда находились прорицатели, которые заранее распознавали проблему и либо делали на этом деньги, либо писали книги, предупреждающие о надвигающейся беде.
В отличие от прошлых «пузырей» сегодняшний «пузырь» высокодоходных и высокорисковых облигаций («мусорных» облигаций) надувается с молчаливого согласия большинства инвесторов и политиков, хорошо осознающих, чем всё это может закончиться.
В этом году продажи «мусорных» облигаций возросли по всему миру, от Азии до Европы. Рост популярности бросовых облигаций является, по большей части, прямым результатом действий правительств западных стран. Порядка 12 триллионов долларов США было закачано в глобальную финансовую систему центральными банками по всему миру с момента банкротства Lehman Brothers в попытке спасти банки и сдержать процентные ставки.
Результатом этих действий оказались растущая инфляция и рекордно низкая доходность по гособлигациям, так что даже самые консервативные инвесторы были вынуждены начать рисковать, чтобы сохранить свой капитал и получить хоть какую-то прибыль.
Вдобавок ко всему банки начали активно кредитовать частных инвесторов, которые хотят получить как можно больше прибыли от владения бросовыми облигациями. В Азии подобное кредитование стало нормой среди местных и международных банков. Опытные же инвесторы называют этих новичков «глупыми деньгами» из-за энтузиазма, с которым эти новоявленные инвесторы скупают высокорисковые залоговые облигации у европейских банков.
Самым известным случаем подобного энтузиазма стала эмиссия банком Barclays 10-летних условно конвертируемых облигаций на сумму 3 миллиарда долларов США. Желающих купить эти облигации было так много, что их удалось продать по цене в пять раз выше номинала.
Существенная часть спроса на эти облигации пришлась со стороны частных азиатских банков, клиенты которых не хотели упустить возможность стать держателями облигаций британского банка с доходностью 7,625 процентов годовых. «В Азии купят любую бумагу, доходность по которой составляет 8 процентов годовых, потому что это считается удачей. Для них это, скорее, как азартная игра. Так уж они устроены», — говорит сотрудник одного из банков.
Подобное поведение пугает не только спекулянтов рынка, но и более консервативных участников, таких как пенсионные фонды и крупные страховые компании. Управляющий одной страховой компании в частной беседе сообщил о том, что компании всё тяжелее искать объекты для вложения средств. «Это настоящая головная боль. У нас фиксированные обязательства и, чтобы выполнить их, мы должны иметь определённую доходность. Несколько лет назад нужную нам доходность мы могли получить от бумаг с рейтингом BBB. Сегодня такую же доходность дают бумаги с рейтингом BB или ниже», — говорит он.
И, наконец, последнее подтверждение раздувающего «пузыря» на рынке бросовых облигаций – это события на рынке банковских кадров. На прошлой неделе Royal Bank of Scotland (RBS) переманил к себе бывшего главу подразделения продаж бросовых облигаций из UBS. Ведь RBS, как и другие крупные банки, зарабатывает неплохие деньги на продажах бросовых облигаций. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, чем всё это кончится.