GEAB № 74: Объявлена война между экономико-политическим миром и финансово-банковскими интересами

5424547-8091928Примечание, сделанное в последнюю минуту.

После истечения вечером в прошлую субботу крайнего срока сдачи этого выпуска GEAB, наша команда внимательно рассмотрела необычайное стечение обстоятельств в виде обвала всех рыночных индикаторов: европейских, американских и азиатских фондовых бирж, сырьевых… и даже (и особенно) золота. К сожалению, у нас нет сейчас времени распространяться об этом событии, но в любом случае мы истолковываем его в русле того, о чём мы написали в этом номере. Но там, где этот номер описывает вещи ещё довольно спокойно, как ожидающиеся в будущем, нам стало интересно, а не те ли это предпосылки, которые мы предсказывали на период март-июнь 2013 года. Меры по затягиванию поясов на Западе (американская секвестрация + режим строгой экономии в Европе), которые, наконец, стал ощущать на себе китайский рост с этими объявленными сегодня слабыми цифрами, вызвал коллапс цен на сырьевые материалы и на фондовых биржах, что влечёт обвал банковских активов, вынуждая банки срочно закрывать свои позиции, чтобы набрать ликвидность. Идёт распродажа бумажного золота, которая и правит балом. Явление тем более примечательное, так как если бы это был обычный спекулятивный процесс, падения на одних рынках приводили бы к обогащению на других. Возможно, мы наблюдаем начало паники, при которой происходит распродажа всех спекулятивных позиций. Если коллапс в стиле 2008 года всё же происходит, вопрос будет следующий: откуда придут триллионы, урванные в последний момент в финансовой системе в 2009 году?

В зависимости от метода политического прогнозирования, определение моментов перелома производится путём выявления периодов высокого риска, во время которых от слабейшей искры вспыхивает пороховая бочка. Нынешний период – типичный пример, сочетающий внушительное число взрывоопасных факторов: новые финансовые пузыри, надутые массовыми вливаниями государственных денег, геополитическая нестабильность в мировом масштабе, валютные войны, начало политической войны против «финансового терроризма», политический кризис в Европе, повальная безработица и увечная реальная экономика, не считая уже, естественно, государственного долга, который сейчас на своём пике. Это такое совпадение факторов, что становится удивительно, почему же эта ситуация продолжается. В GEAB № 71 мы разбирали причины, в частности, общий интерес в поддержании Соединённых Штатов в состоянии искусственной вентиляции лёгких, а также несоразмерная щедрость центральных банков. Значение последнего аспекта выросло в результате политики Банка Японии, которая на сей раз, отнюдь не уменьшая уровень риска, наоборот, повысила его, как мы объясним ниже. Она являет собой пример панического бегства, которое стало нынешней политикой для определённых стран, испытывающих недостаток решений и хорошо известных читателям GEAB: Японии, Великобритании и США.

Таким образом, по оценкам нашего коллектива, был сделан новый шаг к дальнейшей дестабилизации системы. Более того, некоторые нотки просто пронзили диссонансом гробовое молчание, ревностно поддерживаемое финансовым миром вокруг истинного положения дел, например, «неожиданное» расстройство всех так называемых макроэкономических индикаторов, призванных отразить «восстановление»: безработица в США, Канаде и Австралии, показатели уверенности, продажи компьютеров и мобильных телефонов, китайский экспорт, продажи автомобилей в странах БРИКС и т.д.

5424547-8091933

Общий объём розничных продаж бензина в США

Кипрский кризис – это ещё и хорошее повторение уже пройденного урока. Переполох, устроенный этим крохотным островом, пусть даже за пределами финансового ядра мира долларовой зоны, заранее даёт ощущение того, что случится, когда распустится центральный узел системы. Потому что пока Европа тщательно перевязывает одна за другой свои раны, «зона США» своими действиями, наоборот, всё больше увязает в ответственных за кризис процессах, как будто выбор более высокого трамплина над пустым бассейном делает удар менее болезненным.

В настоящем выпуске, из шести пунктов полного анализа мы представим первые два:

Кризис в квадрате или паническое «политическое» бегство

Такое чувство, что целью политиков в Японии, Великобритании и США стало «строительство нового кризиса на существующем». Подобно тем финансовым продуктам, которые лопнули в воздушном пространстве в 2008-м, «CDO в квадрате» представляют собой сложные структуры на сложных структурах (обеспеченные долговые обязательства на обеспеченных долговых обязательствах), которые по идее должны ослабить риск, но на самом деле его усугубляют. Паническое бегство в этих странах создаёт своего род «кризис в квадрате», новый кризис на кризисе 2008 года. По их утверждениям, они тушат огонь, поливая его, но не сознают, что используют для этого бензин, а не воду.

Итак, начнём с Банка Японии, раскрывающего свой план выкупа японского долга, от которого Бен Бернанке с его QE3 должен позеленеть от зависти. Если бы у Японии не было болезненного прошлого в связи с этим вопросом, мы бы сказали, что ядерное оружие приведено в боевую готовность, а риски соскальзывания огромны, с возможными последствиями, соответствующими его поражающей мощи. Фактически, до настоящего момента груз громадного японского долга можно было нести из-за очень низких ставок по облигациям Минфина, где-то в районе 0,5 процента. Инвесторы, в основном национальные институты, довольствовались этими скудными доходами, поскольку инфляция была отрицательной, примерно -0,5 процента, давая тем самым реальный доход около 1 процента. Но напряжение уже проступает, например, крупнейшие японские и глобальные пенсионные фонды грозят выходом из японских облигаций.

5424547-8091942

5-летние японские гособлигации

А вот при целевом уровне инфляции в размере 2 процентов и центральном банке, полном решимости проводить его в жизнь путём удвоения объёма денег обращении, процентам по облигациям Минфина, чтобы дать инвесторам реальный доход в 1 процент, придётся вырасти примерно до 3 процентов. Начисленная на долг, превышающий 200 процентов ВВП, эта ставка неподъёмна, так как на обслуживание долга уже сейчас уходит 40 процентов государственных доходов по нынешним ставкам. Рынок хорошо об этом знает, как и о 4-х за 4 дня случаях приостановки торгов на рынке облигаций японского Минфина по причине продемонстрированной им волатильности. Это явный признак высвобождения на волю неуправляемого риска. Япония, таким образом, находится в тупике: продолжение этих массированных вливаний ликвидности для создания инфляции и движение или к дефолту по долгу из-за непосильных процентных ставок (с драматическими последствиями для предприятий и пенсионных фондов), или к сваливанию в штопор, в котором БЯ будет единственным игроком на рынке облигаций Минфина, а все остальные – продавцами; либо остановка действующего плана и позволение экономике зачахнуть самой. Не считая этого и независимо от патриотизма, для японских предприятий должно быть сильным искушение инвестировать за рубеж, чтобы защититься от свободного падения иены, которая сейчас заигрывает с обменным курсом в районе 100 иен за доллар.

Пузыри на всех этажах

Но, пусть и в меньшей степени, та же самая стратегия с начала кризиса опробывается в США. Это вызвало иллюзию хорошего состояния реальной экономики, питающую пузыри практически повсюду. Пузырь ли это студенческих займов, автомобильных кредитов, конечно же, казначейских обязательств, или это новый вид пузыря субстандартного кредитования, созданного по требованию Обамы, который для того, чтобы перезапустить сектор недвижимости, подбивает теперь банки ссужать наименее надёжным домохозяйствам, – все эти сферы экономики держатся лишь благодаря ФРС, и они оторваны от реальности, как мы видели в GEAB № 73. Но, перефразируя строчку из фильма, главное – не пузырь, а приземление (из анекдота в фильме «Ненависть» М. Кассовица – слова человека, падающего с многоэтажного дома: «главное не падение, а приземление»; прим. mixednews.ru).

5424547-8091963

Производство и потребление в США – красным цветом показано производство «продукта, пользующегося спросом на мировом рынке» (в основном произведённые товары вместе с немногими услугами). Голубым – частное потребление в США; синим – государственное потребление. (В 2011 году, триллионов долларов).

Однако Соединёнными Штатами проблема не ограничится. По сути, она же внесла лепту в создание условий для «пузыря развивающейся страны» (см. график ниже), который не достиг своей цели и начинает сдуваться, не оставляя места какой-нибудь надежде на то, что в 2013 году развивающиеся страны таки вытянут мировую экономику. От гигантского пузыря недвижимости (см. GEAB № 69), неутешительной статистики по безработице и т.д. по-настоящему нездоровится самой Канаде.

5424547-8091965

5424547-8091969

Китайская и бразильская недвижимость – цены на недвижимость: верхний график – Шанхай, нижний – Сан-Паулу.

Но в конечном счёте основной пузырь – это доллар. Всё превосходство Соединённых Штатов покоится на господстве доллара, и вся цель их внешней политики сводится к защите этого господства любой ценой. И всё-таки, этого средства у них больше нет. Роль доллара по всем направлениям постепенно сходит на нет, о чём свидетельствуют неожиданные соглашения об обмене [валют] или бездолларовая внешняя торговля; внезапная утрата доверия, в том числе и в США, где из-за инфляционной политики ФРС ряд штатов разрешил золото в качестве платёжного средства или, по крайней мере, стал об этом подумывать; постепенный сброс Китаем казначейских облигаций США (хотя бы потому, что пропало запредельное сальдо его внешнеторгового баланса) и т.п. Пузырь биткоина вновь иллюстрирует это недоверие к доллару, как мы предсказывали в GEAB № 71: «На повестке дня 2013 года стоит эксперимент с альтернативными валютами. К таким экспериментам подталкивают две различные причины. [Первая – это] утрата доверия к официальной валюте».

Зона доллара умирает «смертью от тысячи порезов», а действия ФРС, которая, напротив, печатает всё больше денег, ведут к избыточному предложению доллара, следствием чего станет лопание долларового пузыря. При сравнении, другие экономики не зависят от международного статуса своих валют, и, наоборот, указанное может иметь для них всё возрастающее значение только в случае их интернационализации.

Ради того, чтобы продлить господство доллара, вдобавок ко всё менее эффективным обычным средствам, предполагающим использование нефти и военной силы, США пытаются плодить направо и налево зоны свободного обмена. Эти зоны свободного обмена, как мы писали в GEAB № 71, и в самом деле стоят на повестке 2013 года. Тем не менее, мы предсказывали, что бо̀льшая часть их потерпит провал либо останется пустой оболочкой, позволяющей прикрыть форму нового протекционизма: именно это происходит в переговорах между Европой и США, где выкристаллизовывается фундамент разногласий и которые не завершатся успехом попросту потому, что европейцам не нужны американские товары (и наоборот).

Лишь редкие переговоры об установлении зон свободного обмена могут ещё надеяться на хороший исход, например, как те, что ведутся между Европой и Индией, поскольку это две территории, которым суждено быть ближе для того, чтобы сыграть более значительную международную роль. Но здесь ещё предстоит проглотить горькую пилюлю, потому что индийцы налагают ограничения, принимать которые становится всё труднее. Цель, стоящая на данный момент перед главными регионами мира, заключается в том, чтобы укрепить себя, а не открыться наружу. В силу неспособности пойти против этой основополагающей тенденции региональной логики, следствие этих многочисленных соглашений о свободной торговле одно – обострение валютной войны, самого удобного инструмента продолжения протекционизма в другой форме в условиях, когда тарифные барьеры находятся под запретом. Короче говоря, безопасности доллару от этих соглашений о свободной торговле ждать не стоит.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий