С учётом всех разногласий и возмущённой риторики, в последнее время имевших место в отношениях между США и России, наблюдатели выдвинули предположение о начале новой холодной войны. Означает же это то, что наши лидеры в администрации и Конгрессе, на которых возложена ответственность за развитие плодотворных отношений с Россией, повторяют те же дипломатические ошибки, которые в течение десятилетий вызывали у России чувство досады в связи с односторонними действиями США.
Последний достойный этого чувства момент в американо-российских отношениях был вызван драмой вокруг контрактора АНБ Эдварда Сноудена. Вместо того, чтобы признать обоснованность имеющихся у России причин избегать слишком тесного вовлечения в дело Сноудена путём его физического ареста в московском аэропорту, США сделали из события очередное мелодраматическое выяснение отношений. Всё чего добились США, было провоцированием Путина на то, чтобы отвергнуть требования и обвинения администрации как «вздор и чепуху», не говоря уже о том, чтобы успешно убедить Россию экстрадировать Сноудена,
Более того, перенаправление в Австрию самолёта президента Боливии Эво Моралеса, на борту которого, как считалось, находился Сноуден, вызвало аналогично укоризненный комментарий Министерства иностранных дел России: «Россия призывает международное сообщество неукоснительно соблюдать принципы международного права». Помимо того, что в обозримом будущем данный инцидент с большой вероятностью станет болевой точкой в отношениях с южноамериканскими соседями США, бестолковые действия США создают ещё одно ненужное препятствие.
Но неэффективное ведение Соединёнными Штатами дела Сноудена – не единственное смущающее обстоятельство последнего времени. В июне с целью расследования терактов на Бостонском марафоне конгрессмен-республиканец Дана Рорабахер возглавил делегацию Конгресса в Россию. Больша́я часть встреч делегации с представителями российских силовых структур и законодателями стала возможной скорее благодаря актёру Стивену Сигалу, чем американскому посольству.
В отношении взрывов делегация не нашла ничего нового или существенного. Рассуждая ретроспективно, она послужила двум целям: во-первых, продемонстрировать, каким слабым должно быть дипломатическое присутствие США в России, если делегация настолько критически зависела от личного участия Сигала, а во-вторых, дать Рорабахеру ещё одну возможность сделать невежественные высказывания о «радикальном исламе у нашего горла». В эти дни секвестра бюджета делегации Конгресса – дело нечастое, но Рорабахер и его коллеги явно не чувствовали себя обязанными по максимуму использовать эту представившуюся ценную возможность укрепить солидарность со своими российскими партнёрами.
Это не к тому, что участие актёров или ведущих деятелей из других областей творчества не уместно при поддержании дружественных отношений с иностранными государствами – совсем наоборот. Но по большому счёту, какие могут быть у России основания воспринимать Соединённые Штаты всерьёз, когда они позволяют возглавлять свои дипломатические усилия в связи с произошедшими терактами потускневшим «звёздам» боевиков и политикам-ксенофобам? Добавьте к этой каше ещё и санкции списка Магнитского – которые больше напоминали обзывание на детской площадке, а не взвешенную попытку маргинализовать нарушителей прав человека – а также бессильные прения по вопросу интервенции в Сирии, и можете забыть все, что знали о «перезагрузке» Обамы в отношениях (если ещё не успели этого сделать).
В своём интервью бывшему главному редактору журнала Foreign Policy Сюзан Глассер министр иностранных дел России Сергей Лавров дал совершенно обоснованную оценку установок российской внешней политики: «У нас стало больше внутренних сил… И мы ощущаем перемену. А Россия чувствует себя более уверенной – не агрессивной, а уверенной».
Высказывание Лаврова в сжатой форме объясняет, почему США со своими нынешними методами дипломатии находятся на пути в никуда. Ничто не изменит взаимной язвительности между США и Россией, пока наши руководители не согласятся с тем, что в вызывающем непризнании Россией влияния США нет ничего по-настоящему плохого. США, пожалуй, – единственная оставшаяся в мире страна, которая хочет и действительно ждёт того, что остальной мир примет их идеологические догмы, – и посмотрите, какой ущерб нанесло до сегодняшнего дня это высокомерие.
Американским официальным лицам нужно прекратить кричать о нарушении правил игры при каждом движении России, направленном на утверждение своей независимости и силы, как будто любое расхождение с политикой США каким-то образом оскорбляет всё человечество. Кроме этого, лидеры, представляющие интересы США в России, должны быть лицами информированными и в проявляющими интеллектуальный интерес к вопросам, связанным с Россией – а не политиками, которые увековечивают стереотипы и менталитет холодной войны. В противном случае США будут продолжать слать в направлении России всевозможные неверные сигналы, а регресс в отношениях продолжится.
Можно только поблагодарить переводчика.