Спросите людей, как они относятся к покупке продуктов, и большинство будет говорить о супермаркете, в который они никогда не пойдут, где плохо пахнет и продукты выглядят жалко, или о приятном магазине с неплохими кусочками мяса и хорошими ценами на детские каши.
Но для Роберта Люстига, профессора клинической педиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, супермаркет – это что-то совершенно другое.
Это исходный пункт в борьбе за вашу жизнь, где выбор между обычным и ароматизированным йогуртом, апельсинами или апельсиновым соком означает разницу между заболеваниями и здоровьем.
[blockquote_fact]Последние тридцать лет в продуктах питания наблюдается преобладание сахара и сокращение количества волокон — смертельная комбинация для потребителей, которых обманула пищевая индустрия, утверждает Люстиг.[/blockquote_fact]
Он озвучил этот лозунг в 2009 г. на своей лекции «Сахар: горькая правда», которая стала видео хитом, набрав почти 4 миллиона просмотров на YouTube, и в собственной книге 2012 года «Никакой надежды: добейтесь успеха, несмотря на сахар, обработанные продукты, ожирение и другие болезни».
Теперь Люстиг применяет своё сообщение на практике, предлагая потребителям пособие по супермаркетам — «Сахар имеет 56 наименований: руководство для покупателей».
[blockquote_fact]Эта книга предназначена, чтобы сопровождать покупателей на их смартфонах или планшетах; руководство, позволяющее потребителям ориентироваться в новых этикетках сотен обработанных продуктов питания, которое уделяет особое внимание и ставит на своё место сахар.[/blockquote_fact]
Информация о качестве и количестве сахара в продуктах — от соевого молока до колбасы. В чём разница? Как указывает название книги, сахар известен под разными именами – от фруктозы до фруктового сока, и эти варианты значительно различаются в том, как они усваиваются организмом.
«Уделяя внимание доле сахара на упаковке, люди могут принять более выгодное для себя решение», — говорит Люстиг.
Но современные этикетки на продуктах питания далеки от этого: на них не указывается процент от суточной нормы сахара, что не позволяет людям подсчитать, как его много. Слишком много.
Между тем, сахар добавляется во все продукты питания, от хлеба до соуса для барбекю, а ингредиенты часто маскируются под странными названиями и обозначениями.
Например, на продуктах ингредиенты перечисляются в соответствии с их количеством, но продукт может включать в себя различные формы сахара — им могут оказаться ингредиенты с пятого по девятый, которые, если сложить их вместе, оказались бы сахаром, заслуживающим первой позиции в списке.
Но, читая этикетки, вы не можете провести различие между изначально присущим продукту и добавленным сахаром — это создаёт пропасть между вами и хорошим здоровьем.
[blockquote_fact]Речь идёт в меньшей степени о проблеме ожирения, нежели о риске нарушения обмена веществ, который включает в себя диабет, заболевания сердца, жировую дистрофию печени, рак и слабоумие. И сахар составляет значительную часть проблемы.[/blockquote_fact]
Дополнительные данные о воздействии пищевых веществ на нашу физиологию представлены в книге (Люстиг также планирует выпустить кулинарную книгу о продуктах с низким содержанием сахара и повышенным содержанием клетчатки)
О пользе и вреде тростникового сахара написано много, но он мало чем отличается от обычного белого.
Автор оставляет читателям такие общие указания, как эти шесть рекомендаций:
- не ходите в магазин голодными;
- присматривайтесь к товарам, расположенным по периметру магазина – там находятся свежие, полезные для здоровья продукты;
- если продукт имеет логотип, о котором вы слышали, он был подвергнут обработке;
- избегайте всего «частично гидрогенизированного»;
- если на продукте указано «цельнозерновой», ещё не означает, что это так, но если не сказано, что это цельное зерно, то это точно не оно;
- если сахар указан в числе первых трёх ингредиентов, это десертный продукт.
Что ещё?
Начинайте свой ужин с салата без сладкой заправки, которой заправляют богатые клетчаткой продукты. Пропустите зерновые и батончики мюсли и сделайте быстрый, здоровый завтрак, приготовив яичницу-болтунью или с вечера пожарив немного бекона.
[blockquote_fact]Позвольте детям собрать свой ланч (без десерта) из тех продуктов, которые они выберут сами – больше шансов, что они съедят его.[/blockquote_fact]
В свою очередь, в доме Люстига нет такого продукта, как «подслащённый напиток». «У нас есть молоко, вода и иногда немного алкогольных напитков, если к нам приходят друзья, — говорит он. — Нет никакой причины, чтобы пить лишние калории».
Чтобы обеспечить достаточное количество клетчатки, Люстиги едят салат с каждым приёмом пищи, который, как правило, состоит из белка, зелёных овощей и цельнозернового хлеба вместо белого риса, макарон и картофеля. На десерт – фрукты, за исключением выходных, когда они балуют своих дочерей восьми и четырнадцати лет чем-то «немного более замысловатым».
[blockquote]«Мы должны обращаться к десерту раз в неделю, а не с каждым приёмом пищи, — говорит Люстиг. — Сахар – это вознаграждение. Сахар доставляет удовольствие, но если это будет происходить с каждым приёмом пищи, вы перестанете его ощущать».[/blockquote]
Чтобы изменить культуру питания и ассортимент продовольственных товаров, Люстиг призывает покупателей «голосовать ртом и кошельком». [blockquote]«Мы, как общество, должны уменьшить ассортимент, но мы не можем сделать это прямо сейчас без помощи пищевой индустрии, — говорит он. — Если вы не будете покупать какой-то продукт, его не будут продавать».[/blockquote]