В интервью для канала RT Джим Рикардс объясняет свою точку зрения по поводу близящегося коллапса международной финансовой системы, а также аргументирует, почему он не ждёт сворачивания финансовой политики. Частично взгляды экономиста основаны на его новой книге «The death of money».
Рикардс о том, что спровоцирует коллапс международной финансовой системы и на что будет похож этот коллапс:
Обычно коллапсы происходят вследствие потери уверенности, а уверенность – вещь неуловимая.
Одна из проблем политиков, в особенности Федрезерва, а вместе с ним и Белого Дома и Казначейства, состоит в том, что они используют модели равновесия и думают, что если номинальный ВВП недостаточно высок, они могут напечатать денег, тем самым вызвав инфляцию, направить номинальный ВВП на путь стабильности и заменить его реальным ВВП. По их словам, в таком случае модели равновесия выполняют защитную функцию; вот на что полагаются политики. На самом деле, мир – это неуравновешенная система, это система сложная, а для сложных систем характерны неожиданные и значительные изменения, которые физицисты называют «фазовыми переходами» (на мой взгляд, более подходящим термином был бы «переломный момент»). Можно печатать и печатать деньги, до наступления коллапса, а затем уверенность неожиданно исчезнет. Так вот мне кажется, что политики принимают уверенность как должное. Сейчас они заняты процессом её уничтожения: сперва это будет происходить постепенно, а затем нагрянет неожиданно.
Кстати, когда я говорю о коллапсе международной финансовой системы, это не подразумевается как провокационное заявление. На самом деле, за последние сто лет международная финансовая система рушилась уже три раза: в 1914-ом, в 1939-ом, и снова в 1971 году. Так что такое случается, и это не означает конец света. Просто мы все переберёмся жить в пещеры. На самом деле это означает, что все крупнейшие торговые финансовые власти должны сесть и создать новую систему, на замену рухнувшей. В моей новой книге я забегаю вперёд в попытках определить, как будет выглядеть новая система, кто будет игроками, и каковы будут альтернативы нынешней долларовой системе. Например, в семидесятых Китай не был в рядах игроков; в последний раз он проявлял себя при подписании Смитсоновского соглашения в 1971 году, однако не являлся значительным фактором для международной финансовой системы. На этот раз он станет игроком, и что же это означает?
Рикардс о вариантах, оставленных Федеральным резервом:
Мы в депрессии. Если бы Федрезерв начал сворачивание, чего лично я не ожидаю, это привело бы к ослаблению экономики, тем самым гарантируя рецессию в 2014 году. Они не собираются начинать сворачивание; они загнали себя в угол, из которого не выбраться по-хорошему: если они начнут сворачивание, то оно ослабит экономику и приведёт к рецессии, а если они продолжат печатать деньги, в конечном счёте они уничтожат уверенность в долларе и создадут международный финансовый кризис. В любом случае исход будет плохим, потому что именно так и происходит, если манипулируешь рынками.
Рикардс о том, почему вероятнее всего не будет сворачивания, а вместо него возрастёт количество покупок активов:
На прошлой неделе экономисты Комитета по операциям на открытом рынке ФРС представили документы, в которых значится, что порог безработицы, который на данный момент составляет 6,5 процентов, опустится до 5,5 процентов. Это может означать удержание процентных ставок низкими вплоть до 2017 года. Может Федрезерв просто проводит эксперименты?
На самом же деле, предоставленные документы свидетельствуют о том, что экономисты забросили реальный рост и нацелились на рост номинальный. Это ориентация на номинальный ВВП, но под другим названием. Если реальный рост не достаточно хорош, и нужно подвести номинальный рост к определённому уровню, можно просто «подогнать» разницу с инфляцией. С этой целью они собираются печатать деньги. Содержание этого документа полностью совпадает со взглядами Джанет Йеллен, которые она высказывала в своих интервью и выступлениях. На самом деле, я думаю, что следующим изменением в политике будет не сворачивание, а возрастание количества покупок активов. По-моему велик шанс рецессии в 2014 году, и если мы не увидим фискальных льгот, Федрезерв должен будет ответить на это повышением покупок активов.
Девальвация доллара — это ликвидация долгов и стимулирование экспорта США (ломая Китай об колено). Фондовый кризис — это ликвидация денег, созданных QE3. Рост процентных ставок в США — это возврат капитала в США. Всё это рыночные риски, организация управления которыми в виде деривативов монополизирована четырьмя крупнейшими банковско-финансовыми группами США. Приблизительный объем деривативов в 17 раз больше мирового валового продукта. Когда он достигнет 33 — принципа пирамиды — символа доллара, все риски сработают сразу, что ударит по национальным банковским системам. Вкладчики падут жертвой в ЕС и, возможно, в развивающихся странах. Затем придет МВФ с «помощью» в СДР (верхушки пирамиды) и офшорными банками, эмитирующими золотые карточки. Жаловаться будет некому. Поэтому необходима уже сейчас альтернативная платежная система, не зависимая от доллара. Без валютного контроля и самостоятельной эмиссионной (вне режима currency board) роли центробанков здесь не обойтись.