Народный банк Китая заявил, что страна больше не получает выгод от наращивания своих валютных резервов.
«Накопление резервов иностранной валюты больше не приносят Китаю пользы», говорит заместитель губернатора центрального банка И Ган.
Валютные резервы Китая в третьем квартале выросли на $166 миллиардов до рекордных $3,66 триллионов, более чем в три раза превосходя такие же запасы других стран и превышая валовый продукт Германии — крупнейший экономики Европы.
Как сказал в телефонном интервью старший валютный стратег Scotiabank в Гонконге Саша Тихани, центробанк может расширить валютный коридор юаня в «ближайшие месяцы».
«Похоже, что многие в Народном банке думают, что пришло время свернуть валютные интервенции», написал вчера по электронной почте главный экономист по Азии в лондонском Capital Economics Ltd Марк Уильямс. «Но Китай оказался в ситуации, когда прекращения интервенций будет очень трудно добиться».
[blockquote_fact]Снижение интервенций и меньшая доходность валютных резервов может подавить аппетиты Китая в облигациях американских займов.[/blockquote_fact] Страна является главным кредитором США, и её резервы казначейских облигаций выросли на 2 процента — $25,7 миллиарда, достигнув в сентябре самого большого прироста с февраля.
Замечания Гана не подразумевают, что Китай будет сокращать свои запасы американского долга, говорит Тихани.[blockquote] «Они, возможно, будут держать свои распределения резервов достаточно стабильными, если только не произойдёт какого-то крупного сдвига политики, но это значит, что они, возможно, будут меньше его приобретать», говорит он.[/blockquote]
Действительно, зачем чрезмерно копить доллары, если столь велики современные риски обесценения доллара? Кроме того, американцы ещё в 2009 г. предупреждали Китай, что его чрезмерный экспорт приведет к удорожанию юаня (как раз через эти избыточные валютные резервы) и к подстегиванию инфляции в Китае в результате укрепления курса юаня, а также к снижению темпов экономического роста под влиянием роста импорта и что, мол, лучше добровольно существенно повысить курс юаня, чтобы не напороться самим на этот экономический негатив. После этого США взяли и развернули программу количественного смягчения, которая безусловно добавила валютных резервов Китаю! У национального банка Китая очень сильный механизм рефинансирования роста экономики, эффект от которого будет искажаться, если в современных условиях не будет скорректирована политика управления валютными резервами — они же тоже источник создания денежной массы. Смещение Китаем акцента с экспорта на внутренний спрос в качестве фактора экономического роста как раз и выражается в необходимости ограничить влияние валютных рисков на внутреннюю денежно-кредитную политику. В России для сравнения тоже большой нетто-экспорт и объем валютных резервов, правда больше за счет нефтегазовых доходов, т.е. природной ренты. При этом роль внутреннего рефинансирования экономического роста существенно меньше, т.к. фактор ненефтяного экономического роста, к сожалению, принципиально менее значителен. Соответственно, как ни странно, подверженность валютным рискам для экономики России будет оставаться относительно более высокой, пока фактор экономического роста и повышения производительности труда не станет мотором экономики, что откроет дорогу к роли рубля как международной резервной валюты (но это и совершенно другие требования к эффективности госуправления, пока же состоявшееся введение свободной конвертируемости рубля не принесло желаемого эффекта в данном вопросе). Вместе с тем для России возможно лучше подошла бы та система рефинансирования, которая была во Франции, в т.ч. по экспортным кредитам, до создания евро, поскольку она приспособлена также для развития малого и среднего бизнеса, с которым у Китая изначально не было проблем. Вексель в СССР был отменен «по указу от 38-го» в связи с переходом к мобилизационной экономике и введением автоматизма расчетов. Отсутствие вексельного рефинансирования, как ни парадоксально, можно назвать рудиментом мобилизационной экономики в денежно-кредитной сфере России, при всех амбициях на соответствие тем или иным стандартам западных стран в области монетаристской политики (которые и привели к кризису). Да дело-то не в бездумном соответствии им. Вексель — это абстрактное безусловное обязательство платить, т.е. основа основ платежной дисциплины на коммерческой основе и фундамент для рефинансирования, чего так не хватает российской экономике. Или нужно снова Политбюро ЦК.
Пока в США и Европе передают из рук в руки якобы подешевевшие, якобы активы (банки, страховые компании и другие псевдодоходные предприятия, вроде инвестиционных компаний). Китай скупает Азию и земли Африки, трубопроводы и пароходы, металлы в болванках и золото в слитках. Посмотрим кто окажется прав.
Следует уточнить позицию США по вопросу критики курсовой политики Китая: они считали, что чрезмерные валютные резервы Китая через покупку инвалюты за юани Банком Китая приведут к оживлению инфляции (а не удорожанию юаня). Поэтому и призывали к ревальвации юаня. Приносим извинения за неточность.