Современный представитель благополучной западной цивилизации не привык ни в чём себе отказывать. Реклама учит нас, что импульсное потребление ведёт к удовлетворению в жизни. СМИ упрощают историю, а текущие события низводят до уровня шоу, которые соревнуются друг с другом в зрелищности и создают культ личности отдельных лиц.
Люди привыкли к сиюминутному удовлетворению потребностей и поиску быстрых решений, они боятся будущего и отрезаны от прошлого, они бегут от собственного воображения и пытаются искать смысл в реальности, которую для них моделируют другие. Под угрозой находится наше самосознание того, что мы являемся частью наших семей и общества. Виртуальные образы занимают место нас самих. Эксперты, пытаясь дать оценку происходящему распаду человечества и его культуры, умалчивают, что сами являются его виновниками.
Нарциссизм в обществе достиг масштабов эпидемии. Традиционно нарциссом называли внешне привлекательного человека, который занят только своей внешностью и личными проблемами. Со временем это понятие расширялось и к нему стали добавлять такие черты личности как склонность к злоупотреблению любовью близких, страх зависеть от кого-то, чувство внутренней пустоты, постоянно подавляемый гнев и неудовлетворённость в своих желаниях и страстях. Люди, страдающие нарциссизмом, обычно боятся старости и смерти, выбирают себе кумиров среди знаменитостей. И речь, увы, идёт не о единичных случаях. Склонность к нарциссизму наблюдается у миллионов людей. Больше всего тревожит тот факт, что нарциссические личности идеально подходят для работы во властных структурах, поскольку относятся к типу лидеров, готовых победить любой ценой.
Капитализм превратил саморекламу в быстро растущую индустрию, успех в которой зависит от способности воссоздать «успешный» и зачастую фальшивый образ. Нарцисс отождествляет себя с победителями из страха оказаться проигравшим. Кумиры придают смысл иначе бесцельной жизни многих людей, которым общество нанесло эмоциональную травму. Люди не только идеализируют своих кумиров. Они могут в любой момент низложить своего «героя», если тот их разочаровывает. Потребность в этом приводит к тому, что даже убийство, будь то политический провал или реальная смерть, с лёгкой подачи медийной машины превращаются в разновидность шоу.
СМИ без сомнений больше, чем кто-либо другой причастны к распространению нарциссизма. Они создают не только ощущение постоянного напряжения, но и циничной отстранённости от реальности. Но подобная отстранённость не обязательно проявляет себя как цинизм. Зачастую она вызывает интеллектуальный скептицизм. Казалось бы СМИ и различные влиятельные организации могут помочь человеку решить его проблемы. Однако в последнее время отстранённость всё чётче ведёт к политическому нигилизму и эскапизму, когда человек приходит к выводу, что положительные изменения невозможны в принципе.
Переложение ответственности на различные бюрократические структуры является признаком искажения культуры, что, в свою очередь, ускоряет повсеместное распространение корпоративного капитализма. В результате мы имеем дело с массовым неврозом. Образы «плохого» и «хорошего» родителя, объекты любви и ненависти формируются в раннем детстве и становятся частью самосознания детей. Но вместо того чтобы раствориться в Я, которое тоже действует в рамках системы социальных ценностей и стремится к достижению уверенности в себе, эти образы детства сливаются с жестоким Сверх-Я. В результате сформированная личность оказывается между жерновами подавляемого гнева и стремлением к власти. Сексуальные потребности также искажаются, личность пытается отгородиться от сильных эмоций, а страх смерти и старости усиливается.
Отсутствие необходимости справляться со всем самому привела к полной потери способности управлять той или иной сферой своей жизни. В результате человек стали зависеть от государства, корпораций и иных бюрократических институтов. Нарциссизм является психологическим проявлением этой зависимости. Массовая культура построена на фантазиях нарциссизма, она создаёт одновременно иллюзию могущества и ощущение зависимости.
Моральные стимулы могут помочь людям сохранить сознание того, что они ответственны за свои поступки. Ещё одно средство – это в ответ на идеологию профессионализма вновь взять на себя ответственность, которую мы переложили на экспертов. Это можно назвать программой самоконтроля, которая может помочь в борьбе с дискриминацией и авторитаризмом.
Эти изменения сопряжены с рисками. Например, реакция на подобные изменения в семьях или в церкви может стать предметом злоупотребления. Но учитывая плачевное состояние общества: моральное банкротство, политическая коррупция, экономическое неравенство и экологическая деградация – риски оправданы. Конечная цель – восстановить естественное достоинство человечества с помощью сострадания, вовлечённости и взаимопомощи. Если добавить сюда здоровый скептицизм и рациональную злость, то, возможно, это станет ключом к новой, свободной и более естественной культуре.